Организация и определение плановой потребности в оборотных активах

Гарантийный или страховой запас создается в целях ликвидации последствий несвоевременного поступлении материалов, а также на случай перевыполнения плана производства, когда резко возрастает спрос на продукцию. Размер его зависит от частоты поставок, количества и отдаленности поставщиков, значения данного вида сырья для предприятия и возможности быстрого возобновления запаса. Если средний интервал между поставками превышает 5 дней, норма страхового запаса принимается в расчет в половинном размере от текущего запаса. В тех случаях, когда предприятие находится вдали от поставщиков, а также, если материалы потребляются непрерывно и в больших количествах, а интервал поставки незначительный, страховой запас может быть увеличен.

Разгрузочный запас определяется затратами времени на доставку, разгрузку, приемку и складирование товарно - материальных ценностей. Его величина определяется по технологическим расчетам или путем хронометража времени на выполнение соответствующих операций. В процессе нормирования предусматривается максимальное сокращение затрат времени на их осуществление путем комплексной механизации и автоматизации разгрузочных работ, внедрения передовой транспортно-складской технологии, создания специализированных складских помещений и т. д.

Подготовительный запас включает время на предварительную подготовку материалов к потреблению. Величина его рассчитывается в тех случаях, когда эти операции не являются составной частью процесса технологической обработки изделий и затраты на их выполнение не входят в себестоимость незавершенного производства. Например, при подготовке к производству некоторых видов сырья и материалов необходимо время на их разогрев, сушку, доведение до определенных концентраций и т. д. Норма подготовительного запаса определяется исходя из конкретных условий производства.

Транспортный запас предусматривается в тех случаях, когда срок оплаты расчетных документов опережает срок прибытия материалов. На время нахождения материалов в пути после оплаты расчетных документов у предприятий возникает потребность в средствах. Он исчисляется по всей совокупности потребляемых материалов путем деления суммы материальных ценностей в пути (по соответствующей строке баланса) на суточный расход материалов по смете затрат на производство и на непроизводственные нужды. При этом балансовая сумма материальных ценностей в пути уменьшается на стоимость материалов, задерживающихся в пути.

Сумма перечисленных запасов характеризует норму оборотных средств по соответствующим ценностям.

Норматив оборотных средств на запасы топлива для технологических и хозяйственных нужд предприятия рассчитывается аналогично нормативу на сырье и материалы. При определении однодневного расхода по этой статье к смете затрат прибавляется расход топлива непромышленных хозяйств и исключается стоимость газового топлива. Это связано с тем, что при использовании предприятиями газа, страховые запасы создаются только по твердому и жидкому топливу.

Потребность в оборотных средствах для создания запасов тары определяется по каждому ее виду: покупной и собственного производства; возвращаемой потребителям и используемой многократно; поступающей с сырьем и используемой для отгрузки продукции.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще статьи по экономике

Анализ национальной экономики Украины
Для обоснования актуальности данной работы следует отметить, что экономика любой страны является продуктом длительного исторического развития. Она формируется веками в результате углубления общес ...

Безработица в России
В настоящее время наша страна целиком и полностью перешла от плановой экономики времен СССР к рыночным отношениям, что никак не могло сказаться на рынке труда. Одной из особенностей плановой эконо ...

Социальная политика Республики Беларусь
Социальная политика как ценность, как система представляет собой характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человек ...