Состояние розничной торговой сети потребительской кооперации

Торговая сеть

обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и временем приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора и широкого ассортимента, недалеко от места работы и жилья в удобном и нужном количестве.

Рассматривая рыночную экономику, следует учитывать ее непосредственную связь с процессами обращения, то есть с торговлей, с деятельностью многообразных форм собственности и хозяйствования, к которым относится и потребительская кооперация.

Розничная торговая сеть занимает важное место в материально-технической базе торговли. От ее состояния и развития во многом зависят степень удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах и культура торгового обслуживания в целом.

Одной из прогрессивных тенденций в развитии торговой сети является постоянное увеличение обеспеченности населения торговыми площадями.

Ни в одной из стран не установлена оптимальная норма обеспеченности торговыми площадями. Если в нашей республике и странах СНГ обеспеченность составляет около 200 - 300 м2 на 1000 человек, то во многих странах Западной Европы она достигает 600 - 1000 м2 и более на 1000 человек. В Республике Беларусь эта норма устанавливается исходя не из потребности, а из экономических возможностей. Количественная потребность в торговой сети определялась в основном ограниченным объемом и ассортиментом реализуемых товаров, поэтому развитие торговой сети осуществлялось по принципу разумной достаточности, которая понималась не с точки зрения покупателя, а с точки зрения органов управления торговлей. Это, по сути, означало остаточный принцип в развитии сети.

В условиях рынка необходимое количество розничной торговой сети будет определяться не товарооборотом и ассортиментом реализуемых товаров, а прежде всего потребностями населения.

В перспективе рост обеспеченности населения торговыми площадями будет происходить более быстрыми темпами за счет значительного расширения источников финансирования развития розничной сети (промышленных, совместных, коллективных, частных и иностранных предприятий).

Одновременно с количественным ростом розничной торговой сети и магазинов происходит процесс укрупнения розничной сети. За 1960-2000 гг. средний размер торговой площади на 1 магазин в государственной торговле Беларуси увеличился с 56 до 135 м2, на 01.01.2011 г. средний размер магазина в республике составил 92 м2, т.е. в целом розничная торговая сеть остается крайне мелкой. Примерно 70% продовольственных магазинов имеют торговую площадь ниже минимальных размеров, предусмотренных номенклатурой типов магазинов.

Существенным тормозом в совершенствовании торгового обслуживания населения являются небольшие размеры магазинов. В мелких магазинах невозможно обеспечить широкий выбор товаров, внедрить прогрессивные формы продажи и обслуживания покупателей, достижения научно-технического прогресса. Экономические показатели таких магазинов как при строительстве, так и при эксплуатации, как правило, ниже, чем в крупных магазинах. Поэтому важнейшим направлением развития розничной торговой сети является ее рациональное укрупнение и прежде всего за счет ввода в действие крупных универсамов, универмагов, торговых центров, супер- и гипермаркетов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Еще статьи по экономике

Технико-экономические показатели линии изготовления печатной платы
Задание На участке производится сборка платы. Нормы времени выполнения операций, и технологический процесс представлены в таблице. Месячная программа выпуска 18 000шт. Брак на производстве отсутствует. Количес ...

Совершенствования структуры предприятия, расчет технико-экономических показателей на примере ОАО ТМНУ
В современной рыночной экономике огромное влияние на эффективность предприятия влияет то, на сколько быстро руководство предприятие может реагировать на изменение ситуации на рынке. Вместе с руководством доволь ...

Создание плановой калькуляции себестоимости технического воздействия на автотранспортном предприятии
Автомобильный транспорт имеет ряд существенных преимуществ, обеспечивших ему за последнее время интенсивное развитие. Главными преимуществами автомобильного транспорта являются: большие маневренно ...