Проблемы калькулирования себестоимости продукции (услуг)

Калькулирование себестоимости продукции (услуг, работ) является важной основой для дальнейшего определения рентабельности и эффективности деятельности компании[5, c. 34].

В практике управленческого учета сложились определенные методы и способы построения калькуляций, в то же время возможности для бухгалтера по разработке своих собственных подходов в структурировании статей расходов. Более того, для целей управленческого учета подходы по формированию себестоимости продукции могут отличаться от принятых стандартных методов бухгалтерского учета. Задачей бухгалтера в таком случае будет являться дополнить или исправить учетную политику таким образом, чтобы синхронизировать учет для целей бухгалтерского и управленческого учета.

Под калькулированием себестоимости в первую очередь подразумевается выявление издержек компании, их классификация и определение способа их распределения.

Для этого проще всего применять детализированную аналитику к счетам и субсчетам бухгалтерского учета, позволяющие классифицировать каждый вид затрат - использование так называемых калькуляционных статей.

Первым делом это позволит выявить долю прямых издержек в совокупности затрат компании, где под прямыми издержками подразумеваются непосредственно связанные с продукцией (работами, услугами) расходы - например, материалы, приобретенные на их изготовление, заработная плата сотрудников, выполняющих работу по изготовлению продукции (оказанию услуг, выполнению работ).

Как правило, прямые расходы группируются на счетах учета затрат, связанных с основным производством: счет 20 «Основное производство». Аналитика по прямым затратам на данных счетах может быть собрана следующим образом:

.001 «Расходы на оплату труда»

.002 «Расходы на страховые взносы с ФОТ»

.003 «Материалы, списанные в производство»

.004 «Амортизация основных средств» и т.д.

Несколько сложнее обстоит с накладными издержками - то есть теми статьями затрат, которые прямо не соотносятся с каким-то конкретным видом продукции (услуг, работ), а подлежат распределению между ними в некоей пропорции. Выявить каким образом наиболее оптимально данное распределение произвести и является задачей по внедрению того или иного способа калькулирования себестоимости.

Для упрощения распределения общих, или накладных расходов, по видам продукции (услуг, работ) опять же окажется полезной аналитическая группировка затрат.

В данном случае группировать затраты придется сразу на нескольких счетах бухгалтерского учета в зависимости от их применимости, например:

· Счет 23 «Вспомогательное производство»

· Счет 25 «Общепроизводственные расходы»

· Счет 26 «Общехозяйственные расходы»

· Счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

Аналогично распределению затрат на счете 20 «Основное производство» к каждому из вышеперечисленных счетов необходимо внедрить аналитику, структурирующую статьи затрат.

Данное распределение затрат по счетам аналитического учета также не лишним будет закрепить в учетной политике в части положений, касающихся формирования себестоимости продукции (услуг, работ).

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по экономике

Анализ объема производства и реализации продукции
Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производственной продукции, повышение ее качества ...

Торговые организации в форме хозяйственных обществ
В странах с развитой рыночной экономикой торговля относится к наиболее важным и престижным видам деятельности. Для России же характерно несколько негативное отношение к торговле. Объясняется это, ...

Анализ конкурентоспособности продукции АО Адал
Интенсивное развитие рыночной экономики в Казахстане, запланированное вхождение во Всемирную Торговую организации, кластерные приоритеты в развитии экономики, поставленные Президентом Страны Н. Н ...