Перспективы совершения политики в области занятости

Таким образом, украинская экономика, которая базируется на низкой стоимости трудового потенциала, не стимулирует сам процесс накопления и качественное воссоздание рабочей силы.

Обзор основных тенденций безработицы в Украине дает возможность сделать вывод, что главным заданием политики занятости на современном этапе является не искусственное занижение его зарегистрированного уровня, а разработка комплекса мероприятий для преодоления его скрытых и открытых форм.

Методы борьбы с безработицей:

Формирование рынка труда в Украине, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.

При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:

1 оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;

2 совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

В реализации первого направления большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в экономике и развития новых форм собственности.

Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу реструктуризации производства важно придать управляемый характер. Другими словами, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест (естественно, на новых принципах инвестирования) в жизнеобеспечивающих производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях экономики. Предстоит усилить роль собственных источников финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать проток децентрализованных средств (предпринимателей, населения, западных инвесторов и т.д.).

Программы занятости, которые разработаны в украинской экономике, как правило, рассчитаны на проведение мероприятий. Которые способствуют профориентации, трудоустройству и практически не предполагают профилактических мероприятий для предупреждения безработицы. Среди них можно выделить следующие:

увеличение объемов и качества предоставляемых социальных услуг незанятым и безработным гражданам, зарегистрированным в государственной службе занятости (в 2003 г. на свободные и новосозданные рабочие места государственной службы занятости трудоустроено 877,3 тыс. незанятых граждан, из них на дополнительные трудовые места, которые созданы за счет дотаций работодателям из Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы - 36,9 тыс. человек)

поддержка предпринимательской инициативы безработных зарегистрированных в государственной службе занятости (на протяжении 2003 г. с целью поддержки предпринимательской инициативы безработных свыше 48,5 тыс. безработным было выплачено одноразово всю помощь по безработице для основания собственного дела.

В условиях переходной экономики, спада производства и роста безработицы, особенного внимания требуют социально-экономические проблемы молодого поколения, и, прежде всего, это касается трудовой деятельности.

Заграничный опыт свидетельствует, что среди трудовых ресурсов стран Восточной Европы молодежь составляет меньше чем 30%, но безработных в возрасте до 25 лет больше 15%. В Украине в структуре безработных 15,3% - не трудоустроенная молодежь после окончания общеобразовательных и высших учебных заведений разных видов аккредитации.

Среди экономически активной молодежи безработные составляют приблизительно 16%. Эта часть молодежи не в состоянии достаточно адаптироваться к рыночным условиям и сейчас является значительной частью безработных. Так, если в 2000 г. общая численность безработной молодежи превышала четверть всех зарегистрированных безработных и составляла 320,0 тыс. чел., то в 2002 г. этот показатель сократился с 27,7% до 24,3%, и в абсолютном выражении достиг 251 тыс. чел., то есть на 69,0 тыс. чел. меньше, чем в 2000 г. По регионам объем безработной молодежи в 2002 г. был самым высоким в Донецкой (106,1 тыс. чел.) и Львовской (62,7 тыс. чел.) областях.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Еще статьи по экономике

Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления
Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в России, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего ос ...

Социальная политика Республики Беларусь
Социальная политика как ценность, как система представляет собой характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человек ...

Экономико-статистический анализ трудовых ресурсов по регионам
Статистика рынка труда включает статистику экономически активного населения, занятости и безработицы, статистику рабочего времени, статистику трудовых конфликтов. Информация о рынке труда является ...