Развитие промышленности и концессионные отношения

Одной из характерных черт нэпа были концессионные отношения, и именно в Уральском регионе они получили значительное распространение.

Советская власть не могла, не рискуя вызвать экономический развал и политические осложнения, обойтись без использования материальных и финансовых ресурсов, опыта организации производства и технических достижений глубоко вросших в уральскую промышленность иностранных компаний. Ориентированные в прошлом почти исключительно на экспорт, производства добывающей промышленности, даже при гипотетической возможности их восстановления собственными силами, не нашли бы устойчивого спроса на свою продукцию внутри страны.

В политике привлечения иностранных инвестиций и использования организаторского и технического опыта капиталистического зарубежья основными формами стали концессии в промышленности и торговле, смешанные акционерные общества, договоры о технической помощи.

Внешнеторговый обмен при монополии внешней торговли стал основным каналом связей с мировым хозяйством, так как в наибольшей степени отвечал хозяйственно-политическим целям послереволюционного этапа. Тенденции в развитии региональной внешней торговли повторяли колебания изоляционистских настроений в верхах власти. Проводившийся на принципах «глухого протекционизма» обмен с мировым рынком неизбежно вел к закреплению за Уралом роли поставщика сырьевых товаров и полуфабрикатов в обмен на оборудование и технологию. Промышленность региона, обновлявшаяся таким образом, выпадала из мирового разделения труда и могла развиваться лишь с нарастающим отставанием от передовых стран.

Желаемое достижение технико-экономической независимости от капиталистического окружения оборотной стороной имело консервацию отсталости, ибо невозможно в одиночку обеспечить прогресс по всем направлениям и отраслям хозяйствования.

Участие во внешней торговле в соответствии с установкой обеспечения технико-экономической самостоятельности определялось исключительно в зависимости от интересов и перспектив государственной промышленности. Иначе говоря, внешняя торговля стала средством достижения «замкнутого» состояния хозяйства, способного функционировать в условиях «осажденной крепости». Форсированный рост экспорта для оплаты ввозимого современного оборудования - характерная черта периода.

Основы политики концессионирования уральской промышленности были заложены В. И. Лениным в 1918 году, практически одновременно с одним из всплесков национализации. Идея привлечения зарубежных фирм к экономическому возрождению региона, ее обсуждение и осуществление сопровождались острой политической борьбой, что заметно отразилось на отношении к концессионерам и на характере взаимоотношений государства и иностранных предпринимателей в этом секторе экономики.

Идея концессий учитывала возможность использования противоречий между промышленно развитыми странами в результате усиления конкурентной борьбы за выгодные условия экспорта капитала, за распространение контроля над источниками сырья. Допущение иностранного капитала в форме концессии отличалось от экспорта капитала в обычном его значении тем, что осуществлялось оно в жестких лимитах, под контролем государства и в интересах развития хозяйства нетоварного типа.

Концессионная политика исключала какую-либо возможность влияния концессионеров на политику Советского государства. В «Тезисах об условии привлечения иностранного капитала в товарной форме в России», направленных комиссией Совнаркома первому съезду совнархозов в мае 1 91 8 года, раскрывались основные принципы концессионных соглашений:

. Территориальное расположение концессий не должно создавать определенных сфер влияния в России иностранных государств.

. Государство оставляет за собой право закупки у концессионеров продукции в необходимых объемах, а также право досрочного выкупа всего предприятия.

. Социальные, промышленные и торговые законы Российской республики обязательны для концессионеров.

. Государство участвует в доходе концессионных предприятий, если он превышает договорные нормы; предпринимателю гарантируется выплата процентов за затраченный капитал в денежной форме или в форме выплаты сырьем и полуфабрикатами.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Еще статьи по экономике

Анализ использования имущества
На современном этапе развития экономики вопрос анализа и оценки имущества предприятий является очень актуальным. Анализ имущества является важным для каждого предприятия ведь финансовое состояние и ...

Анализ объема продаж продукции на примере ОАО Молочный комбинат Южно-Сахалинский
Успех или неуспех хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Результаты исследования рынка кл ...

Способы и этапы проведения подрядных торгов в строительстве
Важнейшим инструментом создания конкурентной среды является конкурсная система размещения заказов на работы, услуги и поставки. В странах с развитой рыночной экономикой, в том числе и в России, к ...