Содержание теории Самуэльсона. Дуополия Курно-Чемберлена

Взаимосвязь проявляется в разных формах поведения олигополистов - от ценовой войны до сговора.

В олигополии возможны два варианта поведения фирм: некооперативное и кооперативное. При некооперативном каждая фирма самостоятельно определяет объем выпуска и уровень цен. Ответная реакция конкурента приводит к ценовой войне.

Ценовая война

- это циклическое снижение цен с целью вытеснения конкурента с рынка.

Нагляднее всего ценовую войну можно проследить на примере дуополии.

Дуополия

- простейший случай олигополии, где участвуют два производителя данного вида товара. Каждый из производителей может самостоятельно полностью удовлетворить платежеспособный спрос на этот продукт. Эта рыночная структура довольно часто встречается на региональных рынках, она отражает все характерные черты олигополии с несколькими участниками.

Модель Курно

Статистический анализ взаимоотношений фирм в условиях дуополии был предложен А.О. Курно в 1838 г. Экономико-математическое исследование дуополии было продолжено Ж. Бертраном (Франция) и Ф. Эджуортом (Великобритания). В 30-х гг. 20 в. Г. Штаккельберг (Германия) дал характеристику определённых видов дуополии, зависящих от поведения дуополистов. В дальнейшем модель равновесия конкурирующих фирм-дуополистов получила название «модель Курно».

Модель Курно

- модель олигополии, в которой фирмы конкурируют, выбирая уровень своего производства, оставляя рынку определение цены произведенного продукта.

Модель Бертрана

- модель олигополии, в которой фирмы конкурируют, выбирая цены и оставляя рынку определить количество продукции, которое они смогут продать по этим ценам.

Модель Штакельберга

- модель олигополии, в которой фирмы движутся последовательно и при этом первый, начавший движение, считается рыночным лидером.

Модель Курно

В модели Курно предположительные вариации равны нулю. Каждый из дуаполистов считает, что изменения в его собственном выпуске продукции не повлияет на конкурента, то есть объем выпуска конкурента постоянен.

Пара объемов выпуска у1 и у2 - решение системы (равновесие Курно).

;

- кривая реализации первой фирмы.

Определим оптимальный объем выпуска фирмы №1 в зависимости от объема выпуска конкурента.

- кривая реализации второй фирмы.

Графически такое равновесие определяется кривыми реакции. Основной предпосылкой модели Курно является постоянство объема выпуска конкурента.

Это разумно в следующих случаях:

Фирмы выбирают объем выпуска один раз и впоследствии его не меняют

Объем выпуска соответствует равновесию Курно - у конкурентов нет резона их менять.

Модель Штакельберга

В данной модели допускается ненулевая предположительная вариация. Пусть первая фирма предполагает, что вторая фирма будет реагировать соответственно кривой реакции Курно.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Еще статьи по экономике

Состав и межотраслевые связи машиностроительного комплекса
Состав и межотраслевые связи машиностроительного комплекса ...

Социально-экономическое развитие регионов РФ
В 2007 году Россия вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития. В целом за 1999-2008 гг. рост ВВП составил 93,8 %, промышленности - 79,1 % (в марте 2008 года Росстат уточнил д ...

Социально-экономическое положение Ярославля
На сегодняшний день Ярославль является одним из активно развивающихся регионов центральной России. Ярославль основан в 1010 году и к настоящему времени является административным центром Ярославско ...