Розничная торговая сеть: понятие, характеристика отдельных видов, типизация, специализация, современные форматы торговли

Основными типами розничных торговых предприятий в настоящее время являются, например, следующие: универсам (супермаркет), гастроном, мини-маркет, универмаг, магазин «Промтовары», специализированные и комбинированные магазины и др.

Типы магазинов постоянно изменяются под влиянием процессов, происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов.

Так, широкое распространение за рубежом и в некоторых городах Беларуси получили гипермаркеты - магазины самообслуживания с торговой площадью не менее 5000 м². В них представлено до нескольких тысяч наименований как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Высокая оборачиваемость товаров в гипермаркетах делает их доступными по цене.

Кроме того, существует развитая сеть магазинов - дискаунтеров, основная задача которых - продажа товаров по более низким ценам.

Снижение цен в магазинах - дискаунтерах достигается за счет уменьшения расходов, связанных с обслуживанием товаров. Этому способствует:

· сокращение числа посредников (поставки товаров в магазины сети осуществляются из единого распределительного центра);

· преобладание в ассортименте товаров с высокой оборачиваемостью (преимущественно продовольственных);

· применение самообслуживания;

· использование специальных стеллажей с небольшим количеством расположенных по высоте полок, позволяющих выкладывать товары в открытой транспортной таре;

· оптимизация численности персонала.

К основным торговым функциям предприятий розничной торговли следует отнести:

· изучение покупательского спроса на товары;

· формирование ассортимента товаров;

· составление заявок на завоз товаров;

· оказание торговых услуг покупателям;

· рекламирование товаров и услуг.

Основными технологическими функциями являются:

· приемка поступивших товаров по количеству и качеству;

· хранение товаров;

· выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.);

· внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании в торговом зале;

· продажа товаров (предложение их покупателям, помощь в выборе и др.);

· выполнение расчетов с покупателями.

Розничные торговые предприятия выполняют также функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг.

Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина [1, с. 265-269].

В настоящее время развитие розничной торговой сети идет в направлении создания эффективной конкурентной среды на рынке торговых услуг. Основополагающим элементом такой среды является широкое видовое и типовое разнообразие предприятий, форм и методов торгового обслуживания населения.

Таким образом, розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли и завершающим процессом товарного обращения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 

Еще статьи по экономике

Анализ использования трудовых ресурсов в сети кафе Бургер
В развитии общественного производства и повышении его эффективности ведущая роль, наряду с научно-техническим прогрессом принадлежит трудовым ресурсам. Только при наличии опытных рабочих и специал ...

Технико-экономическое обоснование организации предприятия в сфере сервиса на примере организации пышечной
Тема данного бизнес-плана - создание пышечной недалеко от института, в котором я обучаюсь. Конечно, в нашем городе открыто уже очень много всевозможных кафе, ресторанчиков и т. д. Но недалеко от нашего институ ...

Создание плановой калькуляции себестоимости технического воздействия на автотранспортном предприятии
Автомобильный транспорт имеет ряд существенных преимуществ, обеспечивших ему за последнее время интенсивное развитие. Главными преимуществами автомобильного транспорта являются: большие маневренно ...