Реализация социальной политики в Республике Беларусь

Ныне разработана стратегия "пилотного" проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.

Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.

Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи. Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.

В Беларуси к концу 2010 года предусмотрено сократить долю населения, располагающего доходами ниже бюджета прожиточного минимума, в два раза.

Уровень безработицы в Беларуси является одним из самых низких в Европе, он составляет в настоящее время менее 1 процента. Государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости особо нуждающимся и особо уязвимым категориям граждан, в том числе родителям многодетных и неполных семей; лицам до 21 года, которые впервые находятся в поисках работы; инвалидам; гражданам, освобожденным из мест лишения свободы и др. Дополнительные гарантии включают в себя такие меры, как бронирование рабочих мест для определенных категорий граждан, осуществление программ профессионального обучения.

Следует отметить, что в январе-августе 2010 г. в экономике республики было занято 4644,5 тыс. человек, что на 0,1% больше, чем в январе-августе 2009 г. В общей численности населения, занятого в экономике, 3467,2 тыс. человек, или 74,7% составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 143,7 тыс. человек. В январе-августе текущего года 139,4 тыс. работников организаций (4% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе-августе 2009 г. - 8,5%). В августе 2010 г. по сравнению с июлем 2010 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), уменьшилась в 1,4 раза и составила 11,4 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась в 1,2 раза и составила 7,8 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платы в августе 2010 г. были предоставлены по инициативе нанимателя 5,1 тыс. человек, или 64,8% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска. Общее количество неотработанного времени в январе-августе 2010 г. составило 1,4 млн. человеко-дней (в январе-августе 2009 г. - 3,8 млн. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 8,1 тыс. человек (в январе-августе 2009 г. - 22,5 тыс. человек). Из общего числа неотработанных по этой причине человеко-дней на промышленные предприятия приходилось 80,9%, в том числе на предприятия машиностроения и металлообработки - 42,3%, легкой промышленности - 20%; на строительные организации - 9,4%. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составила в промышленности 6,6 тыс. человек, в строительстве - 0,8 тыс. человек [8, раздел 5].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще статьи по экономике

Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления
Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в России, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего ос ...

Социальные итоги трансформации российской экономики
Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переход ...

Анализ объемов прямых иностранных инвестиций в регионы
Устойчивые темпы роста экономики страны основываются на экономическом развитии входящих в нее территорий, поэтому развитие экономики в целом не возможно без экономического роста в каждом из регион ...