Характеристика частнопредпринимательского сектора в промышленности и мелкотоварном хозяйственном секторе Урала в период нэпа

Произведенный анализ подтверждает общероссийскую тенденцию большей вовлеченности уральских предпринимателей (89%) в торгово-коммерческую деятельность и меньшего представительства (11%) в сфере бизнес-производства. Специфика уральского региона проявилась в том, что среди коммерсантов нэповской поры имела место сильная диверсификация вложения капиталов, т.е. наблюдалось большое разнообразие по видам предпринимательской деятельности. Следовательно, региональные предприниматели не отдавали предпочтения какому-либо одному или нескольким торгово-производственным направлениям. Вместе с тем, определенную распространенность имели такие виды деятельности как мануфактурное производство (12%) и изготовление галантерейных товаров (11%), торговля продуктами питания (8%), а также реализация пошитой одежды, обуви и изделий из кожи. Доля прочих производственно-торговых направлений» не имела значительного развития и не превышала 4 -5% в общей структуре уральских частников.

Анализ предпринимательской деятельности уральских «денежных мешков» в разрезе городской и сельской местности показал, что в целом как в сельской, так и в городской местности «купля-продажа» существенно преобладала над производством. Вместе с тем, на диаграмме видно, что те немногие частники, что вложили средства в производственные предприятия, действовали в крупных, средних и малых городах Урала.

То, что предприниматели больше всего ориентировались на посредническую деятельность, не требовавшую существенных вложений собственного капитала, подтверждается распределением уральских коммерсантов по видам деятельности. Несмотря на то, что в городе была намного разнообразнее, чем в деревне, торгово-посредническая специализация, тем не менее, почти 40% всех городских частников вложили средства в приносящие наиболее «быстрые» и «легкие» деньги в производство мануфактуры, галантереи, одежды и изделий из кожи, продуктов питания.

Анализ структуры предпринимателей в городской и сельской местности по выбранным патентам показал, что большая часть обследованных частников имела третий разряд. Следовательно, в количественном отношении преобладали «выбившиеся в люди» частники средней состоятельности. Однако, если для городов доля предпринимателей 1-2 разрядов не превышала 3% от общей численности всех обследованных коммерсантов, (при аналогичных 3% «жирующей буржуазии» 5-го разряда), то на периферии картина была иная. Почти каждый четвертый сельский предприниматель, выбирая патенты 1-2 разряда, принадлежал к категории не использовавших наемный труд кустарей, ремесленников, сельхозпроизводителей, мелких лавочников, уровень дохода которых лишь немногим превышал средний доход на душу населения по стране.

Представление о масштабах торгово-производственной деятельности городских и сельских предпринимателей дает характеристика заимствования «спекулянтами» денежных средств. Несмотря на то, что отсутствие «дешевого» и легко получаемого кредита существенно сдерживало развитие частного предпринимательства, проведенный анализ показывает, что нэпманы, соотнося риск ведения бизнеса в коммунистическом государстве с возможностью «сытой жизни», производили заимствования на существенные для того периода времени суммы. Особенно это касалось имевших хорошую «платежную репутацию» городских бизнесменов. Около 20% из них выбирали денежные кредиты на более чем 5 000 руб., при том, что в этой группе имелось более трети предпринимателей, которых «ссужали» до 10 000 руб. В отличии от городских «торгашей» в сельской местности только около 4% частников получили ссуду, превышающую 5 000 руб., но при этом она никогда не была более 1 0000 руб. Основная масса сельских «ударников капиталистического труда» (более 60%) либо вообще не пользовалась кредитом, либо имела его до 1 000 руб.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи по экономике

Анализ использования имущества
На современном этапе развития экономики вопрос анализа и оценки имущества предприятий является очень актуальным. Анализ имущества является важным для каждого предприятия ведь финансовое состояние и ...

Анализ объемов и эффективности инвестиционной деятельности
Инвестиционная деятельность предприятия неотъемлемая часть его финансово-хозяйственной деятельности. Именно инвестиции позволяют совершенствовать, модернизировать и оптимизировать производство, сн ...

Анализ объема продаж продукции на примере ОАО Молочный комбинат Южно-Сахалинский
Успех или неуспех хозяйствующего субъекта зависит от того, насколько тщательно изучены и определены уровень, характер, структура спроса и тенденции его изменения. Результаты исследования рынка кл ...