Характеристика нэпа в промышленности Урала

Подъем промышленности и торговли, появление новых образовательных и культурных учреждений вызвали бурный рост численности населения Свердловска, которое достигло в 1929 г. 187 тыс. человек, или стало в 2 раза больше, чем в начале 20-х гг. Жилищные условия горожан, естественно, стали ухудшаться. На одного человека в среднем приходилось 4,3 кв.м жилья. Жилищный кризис заставил городские власти серьезно заняться решением этой проблемы. Еще в 1923 г. был утвержден генеральный план развития города. Однако реально к его осуществлению приступили лишь через три года. Cyberpunk 2077 pc купить игра cyberpunk 2077.

Ко второй половине 20-х гг. относится и начало формирования системы общественного питания. Особенно актуальной эта проблема стала после введения карточной системы на основные продукты питания. В 1928 г. в городе функционировало 12 столовых, а через два года - 136. Была пущена первая в Свердловске фабрика-кухня на 60 тыс. блюд в день.

Больше средств стали направлять и в другие сферы городского хозяйства. Свердловск испытывал недостаток в электроэнергии, не было водопровода и канализации, практически отсутствовал общественный транспорт. На строительство новой электростанции на Конном полуострове было выделено 4,6 млн руб. (первая очередь электростанции им. Рыкова вступила в строй во второй половине 1927 г.). Капвложения в строительство первой очереди водопровода составили 3 млн руб., канализации - 6,4 млн руб.

Первые пять автобусов типа «Форд» появились на улицах города в 1925 г. Через два года их было уже 23 («Форд», «Фиат», «Фомаг»). Ежегодно они стали перевозить до 3,7 млн пассажиров. Характерно, что вплоть до начала 30-х гг. городской транспорт был рентабелен и даже имел небольшую прибыль. В августе 1927 г. президиум Свердловского окружного исполкома принял решение о строительстве в городе трамвайного сообщения в две очереди: первая протяженностью 30 км связывала внутригородские районы, вторая - протяженностью 20 км - центр города с окраинами. Трамвайное движение было торжественно пущено 7 ноября 1929 г.Первая линия связала железнодорожный вокзал с Цыганской площадью (ныне пересечение улиц Щорса и 8 Марта). Появление общественного транспорта облегчило жизнь десяткам тысяч горожан, вынужденных ранее добираться до работы и возвращаться домой пешком по неблагоустроенным улицам города (даже в конце 20-х гг. лишь четвертая часть улиц Свердловска была замощена, на остальных в лучшем случае имелись деревянные тротуары).

Новая экономическая политика позволила преодолеть разруху, но не успела решить многие проблемы развития города. Противоречия между партийно-государственной номенклатурой и принципами рыночной экономики в конечном счете привели к свертыванию нэпа. Острыми оставались социальные проблемы. Среди них на первое место, кроме жилищной, можно поставить безработицу, носившую в 20-е годы массовый характер. Если в 1923 г. на бирже труда Екатеринбурга состояло 2250 человек (10% от числа занятых в городе), то весной 1927 г. - почти 8500 (около 15% самодеятельного населения). Кризис хлебозаготовок 1928 г. и последовавшее за ним введение карточной системы резко ухудшили условия жизни свердловчан: унизительные многочасовые очереди, «товарный голод» и в то же время расцвет черного рынка, - все это стало характерной чертой повседневной жизни.

И тем не менее город не остановился в своем развитии, он приобрел новый статус и, казалось бы, новые перспективы. Впереди были годы первых пятилеток, неузнаваемо изменившие его облик и окончательно разрушившие былой уклад жизни населения.

Не менее значительными были преобразования в другом центре Урала - Оренбурге.

С целью нормализации экономической жизни в апреле 1921 г. при президиуме Оренбургско-Тургайского губисполкома было организовано экономическое совещание (ЭКОСО) как губернский орган Совета труда и обороны (СТО). Деятельность ЭКОСО приходится на самые трагические годы, когда губерния переживала жесточайший голод. Вплоть до ликвидации в 1923 г. ЭКОСО успешно справлялось с решением сотен неожиданных проблем, проявляя гибкость, оперативность и инициативу, столь необходимые при переходе к новым методам ведения экономики.

С августа 1921 г. началась реорганизация крупной и средней промышленности. За государством оставались лишь жизненно необходимые и рентабельные предприятия, обеспеченные рабочей силой, сырьем и топливом. Остальные предназначались к сдаче в аренду кооперативам, товариществам и частным лицам либо закрывались до лучших времен. Была объявлена денационализация мелкой промышленности. Мастерские, которые не успели национализировать, оставались у прежних владельцев; по национализированным процедура возврата была более сложной и длительной. С января 1922 г. почти все предприятия, оставшиеся в ведении ГСНХ, были сняты с государственного снабжения, а заводы «Орлес» и механический № 3 переведены на коммерческий расчет по обеспечению необходимым оборотным фондом.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Еще статьи по экономике

Анализ и реинжиниринг бизнес-процесса – производство и продажа мебели на заказ
В мире существует множество различных фирм. Коммерческие организации действуют с целью получения максимальной прибыли. Это возможно только при условии наличия у фирмы конкурентоспособности. Если ...

Социально-экономическое положение Ярославля
На сегодняшний день Ярославль является одним из активно развивающихся регионов центральной России. Ярославль основан в 1010 году и к настоящему времени является административным центром Ярославско ...

Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления
Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в России, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего ос ...