Политика и нормативно-правовые акты государства в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций

Вопросу привлечения ПИИ сегодня уделяется большое внимание на всех уровнях власти. На федеральном уровне активно обсуждается постановка долгосрочных целей и проведение активной политики в области привлечения ПИИ. Федеральными органами был предпринят ряд шагов по улучшению инвестиционного климата в регионах Российской Федерации.

Так, Агентством Стратегических Инициатив (АСИ) был разработан «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе», который определяет основные требования для улучшения инвестиционного климата. «Стандарт» уже был опробован в «пилотных» регионах и с 2013 года должен стать руководством к действию для всех остальных субъектов Российской Федерации.

Также были разработаны 12 «Дорожных карт», нацеленных на улучшение условий предпринимательской деятельности. Четыре из них в сфере упрощения процедур получения разрешений на строительство, повышения доступности энергетической инфраструктуры, таможенного администрирования и поддержки доступа на рынки зарубежных стран уже были утверждены.

Для стимулирования развития инвестиционной деятельности на региональном уровне также были приняты Указы Президента №1276, №596 и №879.

Более того, для улучшения инвестиционного имиджа России к сотрудничеству будет привлечен крупнейший инвестиционный банк Goldman Sachs, основной задачей которого станет повышение инвестиционного рейтинга страны до уровня A по оценке агентств Standard & Poor’s.

Федеральные органы стремятся создавать как законодательные, так и финансовые стимулы для регионов к привлечению инвестиций. На сегодняшний день складывается ситуация, «при которой чем активнее регион в привлечении инвестиций, тем меньше он получает от федерального бюджета. В итоге получается, что от привлечения инвестиций региональный бюджет даже может пострадать». Поэтому на данный момент идет обсуждение вопроса о создании эффективной системы финансовых, а также налоговых стимулов для региональной власти по привлечению инвестиций.

Федеральные органы ставят амбициозные цели в сфере привлечения инвестиций. Так, в Указе Президента РФ №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» была поставлена задача «повышения позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й - в 2015 году и до 20-й - в 2018 году». Идея об улучшении инвестиционного климата на уровне федеральной власти, безусловно, является позитивным шагом. Однако правильно ли выбрана цель проведения инвестиционной политики и соответствуют ли намеченные действия реализации данной цели?

Во-первых, необходимо учитывать, на основании каких компонентов строится рейтинг. В рейтинг Doing Business 2013 вошли следующие компоненты: регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, кредитование, защита инвесторов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, разрешение неплатежеспособности. Однако необходимо отметить, что, как уже было сказано, спектр возможных факторов достаточно широк и не ограничивается перечисленным списком. Не смотря на безусловную важность данных показателей, существуют и другие факторы, на которые государству следовало бы обратить внимание при разработке политики по привлечению ПИИ, такие, например, как уровень образования, уровень доходов населения, прозрачность и объективность судебного разрешения конфликтов и другие.

Во-вторых, в соответствии с методологией Всемирного банка, «в ежегодной публикации «Ведение бизнеса» … Россия представлена Москвой». В результате получаем, что удобство для ведения бизнеса по всей стране оценивается исключительно на основании данных об одном из 83 субъектов, которые, как уже было отмечено выше, в значительной степени различаются по своим характеристикам между собой.

Более того, Москва, в соответствии с исследованием Ведение бизнеса в России 2012, занимает последнее место в рейтинге из всех представленных регионов Российской Федерации. На основании этого можно заключить, что рейтинг всей страны в исследовании Doing Business, рассчитанный на основании показателей по Москве, значительно занижен.

Поэтому можно сделать вывод, что для выполнения поставленной в Указе №596 цели о достижении 20 места в рейтинге Ведение бизнеса к 2018 году необходимо развивать исключительно показатели Москвы по критериям, представленным в этом рейтинге. Однако это вряд ли повлечет за собой увеличение потока ПИИ в страну, так как Москва и так является лидером по объему ПИИ среди регионов. Соответственно, можно заключить, что цель долгосрочной политики государства в области привлечения инвестиций нуждается в пересмотре.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Еще статьи по экономике

Создание плановой калькуляции себестоимости технического воздействия на автотранспортном предприятии
Автомобильный транспорт имеет ряд существенных преимуществ, обеспечивших ему за последнее время интенсивное развитие. Главными преимуществами автомобильного транспорта являются: большие маневренно ...

Технико-экономические показатели компрессорного цеха №4 Торбеевского ЛПУ МГ ООО Газпром трансгаз Нижний Новгород
Основу любой экономики составляет производство - производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Формой организации производства в современном мире является предприятие. Именно поэтому предприятие выс ...

Современное состояние переработки и реализации мясной продукции
В настоящее время мясная промышленность - крупнейшая отрасль мясной индустрии, выпускающая широкий ассортимент продукции пищевого, технического и медицинского назначения. Эффективность производст ...