Анализ динамики и структуры производства и реализации продукции

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются:

бизнес-план организации;

оперативные планы-графики;

отчетность (форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 "движение готовых изделий, их отгрузка и реализация" и др.

Анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции (рис. 1.1).

Рисунок 1.1 Структура анализа объема производства и реализации продукции.

Основными задачами анализа являются:

оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

определение влияния различных факторов на изменение величины этих показателей;

выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Производство продукции оценивается при помощи натуральных и условно-натуральных показателей, в единицах трудоемкости и по стоимости. Объем производства характеризуется валовой и чистой продукцией, объем выпуска - готовой и товарной продукцией, объем реализации - отгруженной и реализованной товарной продукцией.

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается она в оптовых ценах, действующих в отчетном году. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных), включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем производства.

Для оценки произведенной и реализованной продукции по отдельным ассортиментным позициям наряду со стоимостными показателями используют и натуральные показатели объемов. Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условные измерители.

При анализе объема продаж продукции используются следующие измерители:

. Абсолютные:

натуральные;

стоимостные;

трудовые.

. Относительные:

проценты;

коэффициенты;

сотые доли.

Готовая продукция может быть реализована по:

. Оптовым ценам;

2. Розничным ценам;

. договорным ценам.

Оптовые цены устанавливаются на уровне розничных цен за минусом торговых, сбытовых скидок с учетом местонахождения данного предприятия.

В условиях рыночных отношений цены различаются по особенностям купли-продажи:

. Базисная цена устанавливается, когда есть сделка и необходимо определить сорт и качество продукции, т.е. она согласовывается на уровне купли-продажи между поставщиком и потребителем.

. Фактурная цена - условная цена, она согласовывается на уровне заключения контракта.

. Мировая цена - определяется уровнем цен экспортеров или уровнем цен на аукционах, уровнем цен ведущих фирм.

Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста производства. Этот анализ показывает, как изменился объем производства и реализации за определенное количество лет. Если темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста) можно рассчитать как среднегеометрическую или среднеарифметическую взвешенную величину.

Тр = n-1ÖТ1 ∙ Т2 ∙ …. ∙ Тn (1)

Анализ объемов производства по основным номенклатурным позициям проводится так же в стоимостных и натуральных показателях. Сравнение темпов роста стоимостных и натуральных показателей позволяет выделить основные факторы, влияющие на анализируемые показатели. При этом возможны следующие варианты:

) темпы роста стоимостных показателей выше, чем темпы роста натуральных - изменение объемов продукции обусловлено преимущественно ростом цен;

2) темпы роста натуральных показателей выше, чем темпы роста стоимостных - изменение объемов продукции вызвано ростом физических объемов продукции.

По аналогичной схеме проводится анализ показателей реализации продукции. В процессе оценки необходимо выделить те ассортиментные позиции, по которым наблюдались расхождения:

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по экономике

Совершенствования структуры предприятия, расчет технико-экономических показателей на примере ОАО ТМНУ
В современной рыночной экономике огромное влияние на эффективность предприятия влияет то, на сколько быстро руководство предприятие может реагировать на изменение ситуации на рынке. Вместе с руководством доволь ...

Анализ национальной экономики Украины
Для обоснования актуальности данной работы следует отметить, что экономика любой страны является продуктом длительного исторического развития. Она формируется веками в результате углубления общес ...

Технология анализа сбытовых издержек
Издержки производства и себестоимость производства и реализации продукции -одни из самых важнейших финансовых показателей деятельности предприятия. Они служат основой для расчета многих других фин ...