Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа объемов реализации продукции

Значение объемов реализации продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.

Объемы реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

В сегодняшних условиях жесткой конкуренции практически на всех рынках вопросы реализации стоят на первом месте, а задачи производства занимают подчиненное положение.

Чтобы удовлетворять самые разнообразные потребности потребителей, средние и крупные предприятия нередко организуют собственную сеть фирменных магазинов или заключают договоры с оптовыми покупателями (постоянными клиентами), стараясь, чтобы они были длительными, на большие объемы поставок в сроки, оговоренные контрактом. В то же время организация всегда должна быть готова к тому, чтобы изменить ассортимент выпускаемой продукции и улучшить качество продукции (работ, услуг), расширить номенклатуру предлагаемых изделий или даже перейти на выпуск новых видов продукции, если это необходимо для того, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся рыночным условиям. Поэтому не случайно анализу показателей объемов продажи продукции уделяется особое внимание в системе комплексного экономического анализа (рис.1.1) [1, с.108]:

Рис.1.1. Система комплексной оценки и анализа объемов продаж

Для увязки производственной программы с финансовыми показателями предприятия определяется стоимостное выражение объема продукции, показателями которого являются товарная, реализованная, валовая, нормативная чистая продукция [4].

Товарная продукция включает стоимость продукции, которая будет произведена и подготовлена к реализации в планируемом периоде. Она включает готовую продукцию; запасные части, полуфабрикаты собственного производства и продукцию вспомогательных подразделений, поставляемые другим предприятиям или организациям; промышленные работы, выполняемые на сторону или для непромышленных хозяйств данного предприятия; капремонт и модернизацию оборудования. Товарная продукция определяется в рыночных оптовых ценах.

Nm = (1.1)

где Nm - товарная продукция; Nпр.i - объем производства i-го изделия в натуральном выражении; Цi - рыночная цена i-го изделия; n - количество наименований производимых изделий.

Реализованная продукция - это товарная продукция, которая поставлена заказчикам и оплачена ими. По составу, как правило, она эквивалентна товарной продукции, отличаясь количественно на величину изменения нереализованной готовой продукции на начало и конец планового периода.

Nр = Nm + (Nскл.нач. - Nскл.кон.) + (Nнеоплач.нач. - Nнеоплач.кон.) (1.2)

где Nскл.нач. и Nскл.кон. - запас готовой продукции в денежном выражении на складах соответственно в начале и в конце планового периода;неоплач.нач. и Nнеоплач.кон. - стоимость отгруженной, но не оплаченной продукции соответственно на начало и конец планового периода.

Валовая продукция выражает стоимость всей промышленной продукции не зависимо от степени ее готовности. Она включает товарную продукцию, изменение остатков незавершенного производства и специальной технологической оснастки производства.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по экономике

Анализ использования активов предприятия
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функ ...

Технико-экономические мероприятия по снижению себестоимости услуг МУП Водоканал
Проблемы учета затрат на производство и определения себестоимости продукции до сих пор остаются темой дискуссий, разворачивающихся как в периодической печати, так и на научно-практических конференциях, семинара ...

Технико-экономическое обоснование организации предприятия в сфере сервиса на примере организации пышечной
Тема данного бизнес-плана - создание пышечной недалеко от института, в котором я обучаюсь. Конечно, в нашем городе открыто уже очень много всевозможных кафе, ресторанчиков и т. д. Но недалеко от нашего институ ...