Понятие общего уровня экономического развития предприятия - участника ВЭД. Основные стратегии экономического развития

Понятие «предприятие» обозначает «обособленную производственную единицу, основой которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства создать нужную потребителям продукцию (или услуги) соответствующего назначения и получить прибыль». На уровне предприятий внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Несомненно, ВЭД является составной частью всей работы большинства российских предприятий.

Для российских предприятий общий уровень развития оценивается от нулевого до четвертого уровня.

Общий уровень развития предприятия включает в себя следующие направления:

экономическое развитие;

развитие корпоративной культуры;

техническое и технологическое развитие;

организационно - управленческое развитие.

Что касается общего уровня экономического развития предприятия, к нулевому уровню относятся предприятия, обеспечивающие простое производство, а к четвёртому - предприятия, у которых доля оборота на одного сотрудника составляет примерно 60 - 80 тыс. долл./чел. в год.

Сам по себе термин «экономическое развитие» невозможно определить однозначно. Это достаточно трудноизмеряемый процесс, происходящий не прямолинейно, а неравномерно, по спирали. Он включает в себя периоды роста и спада, количественные и качественные изменения в экономике предприятия, положительные и отрицательные явления и тенденции. Можно сказать, что экономическое развитие циклично. Каждый цикл состоит из нескольких периодов:

период спада;

период депрессии;

периоды оживления и подъема, сопровождающиеся пиками подъема и спада.

Необходимо также разделять экономическое развитие по коротким и длительным периодам. Во время короткого периода предприятия могут корректировать производство путем изменения количества переменных ресурсов, таких как сырьевые материалы и рабочая сила, но не способны повлиять на фиксированные ресурсы. Под длительным же периодом понимается период времени, достаточный для изменения всех факторов - и переменных, и постоянных, в том числе и капитала.

Для эффективной работы предприятия и повышения его конкурентоспособности на мировой арене следует чётко определить стратегию его экономического развития и использовать творческий подход для реализации этой стратегии.

В современном менеджменте выделяют следующие виды стратегий экономического развития предприятия:

базовая - описывает, в основном, развитие производственно - сбытовой деятельности предприятия;

конкурентная - нацелена на достижение преимуществ предприятия перед конкурентами;

функциональная - разрабатывается для каждого функционального подразделения предприятия в частности.

Наиболее сложными являются решения стратегии базового уровня, так как они касаются всего предприятия в целом.

Можно выделить следующие виды базовой стратегии:

Базовая стратегия

1 - активного развития 2- адаптационной стабилизации

1 - прорыва 2 - эволюционная 3 - выживания

1 - ограниченного роста 2- роста 3- сокращения 4- сочетания

1 - развития 2- выживания

1- захвата 2- приспособления 3 - выживания

1 - стабильности 2- роста 3 - сокращения

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по экономике

Анализ использования рабочего времени
Люди являются наиболее ценным из ресурсов страны и предприятия. Поэтому основой управления любой экономической системой является управление человеческими ресурсами. Трудовая деятельность челове ...

Анализ оборотных активов и поиск путей повышения эффективности управления их основными элементами
Важнейшей составной частью финансовых ресурсов предприятия являются его оборотные активы. От состояния оборотных активов зависит успешное осуществление производственного цикла предприятия, или ...

Анализ кредиторской и дебиторской задолженности предприятия на примере ООО ЭРАН
Переход российской экономики на рыночные условия хозяйствования поставил коммерческие организации перед необходимостью объективной оценки финансового состояния, платежеспособности и надежности сво ...