Анализ затрат и их взаимосвязи с объемом производства и прибылью
Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска. Ниже представлены результаты расчета средней величины и нормы маржинального дохода для исследуемого организации (Таблица 3).
Таблица 3. Анализ средней величины и нормы маржинального дохода
Показатели |
Предыдущий период |
Текущий период |
Отклонение (+/-), тыс. руб. | ||
сумма, тыс. руб., % |
структура, % |
сумма, тыс. руб. |
структура % | ||
1. Затраты на производство в том числе: |
541131 |
100,00 |
686079 |
100,00 |
+144948 |
1.1 переменные |
464070 |
85,76 |
579800 |
84,51 |
+115730 |
1.2 постоянные |
77061 |
14,24 |
106279 |
15,49 |
+29218 |
2. Объем производства товаров |
572661 |
- |
717416 |
- |
+144755 |
3. Объем продаж |
563089 |
- |
701605 |
- |
+138516 |
4. Маржинальный доход (п. 3 - п. 1.1) |
99019 |
- |
121805 |
- |
22786 |
5. Прибыль (п. 4 - п. 1.2) |
21958 |
- |
15526 |
- |
-6432 |
6. Объем выпуска, шт. |
40538 |
- |
43230 |
- |
2692 |
7. Средняя величина маржинального дохода (п. 4./ п. 6) |
2,44 |
- |
2,82 |
- |
0,37 |
8. Норма маржинального дохода ((п. 4 /п. 3)*100), % |
17,58 |
- |
17,36 |
- |
-0,2241 |
Очевидно увеличение как постоянных, так и переменных затрат, что обуславливается ростом объема производства. Темпы роста объема производства составляют 125,3% за период, а постоянных затрат - 137,92%. Средняя величина маржинального дохода увеличилась на 15,35%, что отражает увеличение вклада единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Норма маржинального дохода снизилась на 1,27%, и это показывает, что доля средней величины маржинального дохода в цене товара снизилась.
Анализ «затраты - объем - прибыль» часто называют анализом величин в критической точке. Под критической точкой понимается та точка объема продаж, в которой он равен затратам.
Цель анализа величин в критической точке состоит в нахождении уровня деятельности (объема производства), когда объем продаж становится равным сумме всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль организации равна нулю, т.е. это тот объем продаж, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытка. Таким образом, критической является точка, с которой организация начинает зарабатывать прибыль.
Еще статьи по экономике
Анализ национальной экономики Украины
Для
обоснования актуальности данной работы следует отметить, что экономика любой
страны является продуктом длительного исторического развития. Она формируется
веками в результате углубления общес ...
Состояние и пути повышения экономической эффективности землеустройства в ООО Вит Энгельсского района Саратовской области
Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью
экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция, и
сосредоточен огромный экономический потенциал. В нем заня ...
Безработица в рыночной экономике
Безработица в России - одна из наиболее
серьезных проблем, которые оказывают наиболее сильное влияние на политические,
экономические и социальные процессы развития. Осуществляемый в настоящее врем ...