Оценка сил конкуренции
При оценке сил конкуренции используется модель Майкла Портера, по которой конкуренция в любой отрасли есть взаимодействие пяти конкурентных сил:
) конкуренция среди существующих в отрасли фирм;
) потенциальная угроза входа в отрасль новых конкурентов;
) предприятия других отраслей, производящие товары-заменители;
) поставщики;
) потребители.
Наиболее значимой конкурентной силой является обычно конкуренция среди существующих в отрасли фирм. Она проявляется в стремлении соперничающих предприятий улучшить свою рыночную позицию, в наступательных действиях с целью подняться над конкурентами или победить отдельного конкурента, в защитной тактике с целью отстоять занимаемые позиции. Инструментами внутриотраслевой конкуренции являются: цены, качество продукции, внешний вид продукции и упаковки, гарантии, дополнительные услуги, реклама, способность к реализации нововведений, мощь собственной или партнерской распределительной сети и другие. На данном этапе анализа задача заключается в общей характеристике внутриотраслевого соперничества, определении правил, по которым она ведется в данной отрасли, и оценке силы внутриотраслевой конкуренции в настоящее время и в перспективе.
Угроза появления в отрасли новых фирм - это следующая сила конкуренции, которая должна быть проанализирована.
Серьезные последствия появления таких фирм проявляются в снижении доходности деятельности отрасли, борьбе за передел рынков, увеличении маркетинговых затрат. Величина угрозы появления новых фирм зависит от рентабельности отрасли по отношению к средней в народном хозяйстве и от наличия и значительности входных барьеров. Входные барьеры представляют собой препятствия, которые необходимо преодолеть для успешной конкуренции, создав для этого необходимые резервы, которые обычно не существуют для фирм внутри отрасли. К входным барьерам относятся:
Ø Экономия на масштабах.
Если этот фактор действует в отрасли, то новичку необходимо сразу же выходить на большие объемы, чтобы быть конкурентоспособным. Это требует серьезных капиталовложений и наличия организационного опыта.
Ø Трудность доступа к производственному опыту и секретам производства.
Ø Ориентация покупателей на известные торговые марки и их приверженность известной им продукции.
Ø Большая потребность в капитале, не связанная с экономией на масштабах.
Ø Специфические отраслевые преимущества уже действующих фирм, априорно обеспечивающие им возможности более низких издержек.
(Например, это может быть связано с доступом к сырью или другим ресурсам или с наиболее выгодным местоположением.)
Ø Доступ к каналам распределения.
(Существующие фирмы так или иначе стараются привязать к себе участников каналов распределения, что создает дополнительные сложности перед новичками.)
Ø Государственная политика регулирования в отношении данной отрасли.
Ø Международные торговые ограничения.
Поставщики как сила конкуренции могут оказывать воздействие на конкурентное положение в отрасли за счет повышения цен на свою продукцию. В какой мере им удается это сделать или насколько сильна угроза этого, зависит от силы поставщиков. Считается, что поставщики обладают большой силой при наличии следующих условий:
Ø Продукция, которую они поставляют, имеет решающее значение для качества продукции данной отрасли.
Еще статьи по экономике
Анализ конкурентоспособности продукции АО Адал
Интенсивное
развитие рыночной экономики в Казахстане, запланированное вхождение во
Всемирную Торговую организации, кластерные приоритеты в развитии экономики,
поставленные Президентом Страны Н. Н ...
Содержание новой экономической политики в Уральском регионе
Актуальность темы работы состоит в том, что внимания заслуживает изучение
не только центрального аппарата управления промышленностью, но и регионального
в условиях первых экономических эксперимент ...
Анализ имущественного и финансового состояния и оценка финансовой устойчивости предприятия
Анализ
имущественного и финансового состояния и оценка финансовой устойчивости
предприятия
...