Виды и формы представления структур

Слои.

Вторым видом многоуровневой структуризации, предложенным М. Месаровичем, для организации процессов принятия решений была многослойная иерархия, в которой каждый слой представлял собой блок, принимающий решения и вырабатывающий ограничения для нижележащего блока. В данной иерархии самый нижний слой является самым близким к управляемому процессу и в его полномочиях осуществить выбор способа действий. Вышележащий по отношению к рассматриваемому слою - слой обучения или адаптации. Задача этого слоя - конкретизировать и предельно сузить множество неопределенностей, с которым имеет дело слой выбора. Третий, и в данном рассмотрении предполагаемо верхний слой, это слой самоорганизации, на котором формируется концепция, выбираются структура, функции и стратегии, используемые на нижележащих слоях для приближения либо достижения выбранных целей.

Эшелоны.

Система с много эшелонной иерархической структурой состоит из относительно независимых, взаимодействующих между собой подсистем, при этом некоторые из них имеют право принятия решений, а иерархическое расположение подсистем определяется собственным влиянием, либо управляется вышестоящим эшелоном.

В данных структурах всем эшелонам предоставляется свобода в выборе собственных решений, которые могут быть отличны от решений вышестоящих уровней. Подсистемам предоставляется определенная свобода и в выборе целей. Подобная самостоятельность приводит к противоречащим друг другу целям и решениям, что затрудняет управление, но является в то же время одним из условий повышения эффективности функционирования системы. Разрешение подобных конфликтов достигается путем вмешательства вышестоящего эшелона.

Смешанные иерархические структуры с вертикальными и горизонтальными связями.

В социально-экономических системах организационного управления могут быть использованы одновременно несколько видов иерархических структур - от древовидных до много эшелонных. При этом основой объединения смешанных структур могут служить страты. В смешанных структурах бывают как вертикальные связи разной силы(управление, координация), так и горизонтальные взаимодействия между элементами (подсистемами) одного уровня. В качестве примера рассмотрим структуру управления государством. Управление осуществляется с использованием смешанного территориально-отраслевого принципа. Органы территориального и отраслевого управления не могут рассматриваться как подчиненные друг другу. На верхнем уровне расположены общегосударственные (территориальные) и отраслевые (отраслевые министерства) органы управления; на среднем - региональные органы управления (республики, федеральные округа), в числе которых могут существовать отраслевые региональные министерства, департаменты; на нижнем - предприятия и организации. В данной структуре существует древовидная иерархическая подчиненность исполнительных органов управления регионального и общегосударственного уровней. В то же время предприятия и организации имеют двойное подчинение - отраслевым министерствам и территориальным(региональным) органам управления.

С подобной структурой между общегосударственными органами управления при принятии решений по сложным вопросам устанавливаются горизонтальные взаимодействия для согласования решений, взаимного обмена информацией. Подобные связи функционируют между соответствующими органами регионального управления.

Перейти на страницу: 1 2 3

Еще статьи по экономике

Технико-экономические показатели компрессорного цеха Фроловского ЛПУМГ OOO Газпром трансгаз Волгоград
Россия, обладая уникальным энергетическим потенциалом, постоянно укрепляет свои позиции на мировом энергетическом рынке. Одновременно с этим РФ остается одним из крупнейших потребителей углеводородного сырь ...

Социальная политика Республики Беларусь
Социальная политика как ценность, как система представляет собой характеристику взаимосвязанных законодательных, экономических и социальных условий, при которых соблюдаются основные права человек ...

Анализ кредиторской и дебиторской задолженности предприятия на примере ООО ЭРАН
Переход российской экономики на рыночные условия хозяйствования поставил коммерческие организации перед необходимостью объективной оценки финансового состояния, платежеспособности и надежности сво ...