Факторы, влияющие на эффективность деятельности, показатели эффективности
Рис. 1. Общая (диагностическая) схема оценки результативности
Рис. 2. Типология организаций государственного сектора экономики
Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий относится к первому типу организаций, основными особенностями которой являются:
отсутствие собственного капитала (полностью принадлежат государству);
управление находится непосредственно в руках административных органов;
финансовая деятельность осуществляется в рамках бюджетов государственных органов;
полное отсутствие автономии.
Специфика функционирования государственных учреждений накладывает своеобразный отпечаток на оценку социально-экономической эффективности их деятельности:
первоочередное значение приобретает оценка их целевой эффективности (степени достижения поставленных перед учреждениями целей деятельности);
отсутствие (или нерыночный характер формирования) цен на их услуги (работы, продукцию) предопределяет превалирование в оценках объемных (а не стоимостных) показателей;
возможности определения показателей экономической эффективности (например, рентабельности) учреждений ограничены необходимостью использования расчетных (теневых) цен;
при оценке эффективности деятельности государственных учреждений акцент смещается в сторону измерения не прямых, а конечных социально-экономических результатов их деятельности, измерение которого затруднено невозможностью идентификации объекта - создателя данного результата.
Типология государственных предприятий в зависимости от сфер деятельности прежде всего предполагает выделение коммерческих и некоммерческих организаций государственного сектора экономики. Наряду с этим возможны группировки организаций по хозяйственным отраслям и направлениям деятельности, а также др. признакам. Однако наиболее существенным моментом в случае оценки социальной значимости, эффективности деятельности государственных организаций и, в конечном счете, форм управления ими имеет критерий типа производимых организацией благ (товаров).
Социальная значимость деятельности государственных организаций максимальна в случае производства чисто общественных товаров, а также социально значимых благ. Учет данного критерия возможен в виде качественной оценки социальной значимости объекта, которая будет служить рамочным ограничением при принятии решений о выборе формы государственного управления объектом.
Возможным ограничением в выборе формы управления государственными организациями может стать тип рыночной структуры, в рамках которой функционирует организация.
Так существование государственного предприятия-монополиста может являться формой государственного регулирования его деятельности с целью ограничения монопольной власти на рынке. Для учета данного ограничения целесообразно воспользоваться показателем рыночной доли предприятия, как наиболее очевидного оценочного показателя.
Отмеченные нами признаки классификации, возможно, не являются исчерпывающими, однако позволяют обосновать систему показателей, используемых для оценки социально-экономической эффективности контрольно-надзорной деятельности Междуреченского отделение ГИМС МЧС России.
Еще статьи по экономике
Технология анализа сбытовых издержек
Издержки производства и себестоимость производства и реализации продукции
-одни из самых важнейших финансовых показателей деятельности предприятия. Они
служат основой для расчета многих других фин ...
Технико-экономические мероприятия по снижению себестоимости услуг МУП Водоканал
Проблемы учета затрат на производство и определения себестоимости продукции до сих пор остаются темой дискуссий, разворачивающихся как в периодической печати, так и на научно-практических конференциях, семинара ...
Социально-экономическое изучение уровня и динамики цен
Статистическое
изучение уровня цен и их динамики имеет огромное значение, что связано с той
важной ролью, которую играет цена в условиях рынка. Она выступает как
чувствительный показатель экономи ...