Факторы, влияющие на эффективность деятельности, показатели эффективности
контрольный надзорный государственный эффективность
Для анализа, оценки и мониторинга социально-экономической эффективности деятельности организаций государственного сектора экономики необходимо разграничение прямых и конечных результатов их деятельности ( прямые (непосредственные) результаты деятельности (объем общественных благ, услуг или работ, произведенных организацией) и конечные социальные результаты (социально-экономический эффект от предоставляемых услуг, например, снижение уровня загрязнения окружающей среды, повышение уровня образования населения, улучшение его здоровья и т.д.) , а также выбор показателей, характеризующих степень достижения поставленных перед ними общественных целей .
Общая (диагностическая) схема оценки результативности деятельности организации государственного сектора может быть представлена следующим образом (рис. 1).
Для практического определения прямых и конечных результатов деятельности организаций государственного сектора можно использовать следующие типы показателей эффективности и результативности [11]:
1. показатель затрат - стоимостная оценка требуемых для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) финансовых, трудовых и материальных ресурсов;
2. показатель выпуска - непосредственные результаты произведенных затрат, объем и качество произведенных товаров, работ, услуг;
. показатели конечных результатов деятельности - последствия выполнения государственными организациями возложенных на них функций и поставленных перед ними задач. Они включают следующие индикаторы:
социальной эффективности - степень достижения поставленных целей, определенного социального эффекта в процентном или абсолютном выражении (как конкретный результат в отношении всего населения или группы людей, получивших выгоду);
экономической эффективности - стоимость затрат на единицу выпуска продукции, работ, услуг);
социально-экономической эффективности - соотношение полученного социального эффекта и произведенных затрат;
экономии или бережливости - экономное обращение с материальными ресурсами, то есть оптимальность, экономическая рентабельность приобретения и использования трудовых, финансовых и материальных ресурсов.
Однако сложность определения и контроля конечного социального результат состоит в том, что он может проявиться лишь в долгосрочном периоде и зависит от множества факторов. Кроме того, затруднена оценка конечных результатов деятельности организаций государственного сектора в чистом виде, без учета воздействия внешних факторов. Конечный социальный эффект выражает, прежде всего, качество жизни населения, методы измерения которого пока недостаточно разработаны [19, с. 130 - 131].
Конструирование оценки социально-экономической эффективности деятельности предприятий государственного сектора экономики предполагает рассмотрение типологии данных организаций (рис. 2).
К основным критериям классификации государственных организаций обычно относят: институционально-юридическое оформление, форма собственности и методы финансирования, степень автономии от государственного аппарата и государственных финансов, сферу деятельности.
Многообразие критериев приводит и к многообразию классификаций. Наиболее распространенным признаком является институционально-юридическая форма деятельности организации, поскольку предопределяет все остальные признаки.
Используя данный признак государственные организации независимо от сферы деятельности и характера выполняемых функций можно сгруппировать следующим образом (рис. 1.):
) несамостоятельные публично-правовые предприятия.
) самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права.
) юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права.
Внешние факторы |
Внутренние факторы | |||
Рыночная конъюнктура Политическая ситуация Хозяйственное законодательство Географическое положение и другие факторы |
Профиль (сфера) деятельности Масштаб организации Цели, задачи Параметры, стиль управления Человеческий капитал | |||
Система управления организацией государственного сектора | ||||
Направления оценки результативности деятельности организации государственного сектора | ||||
Экономические параметры Научно-технические параметры Экологические параметры Социальные параметры и другие параметры | ||||
Критерии результативности деятельности организации государственного сектора экономики 1. Прямые (непосредственные) результаты деятельности 2. Конечные социальные результаты | ||||
Еще статьи по экономике
Технико-экономический расчет системы электроснабжения радиозавода
Задание
Исходные данные на проектирование:
. Схема генерального плана завода (рис. 1).
. Сведения об электрических нагрузках по цехам завода (6, стр. 18).
. Питание может быть ...
Теория общественного выбора на примере современной России
Мой
реферат посвящен такой интересной, но мой взгляд, теме, как теория
общественного выбора, и в частности применимость ее к России. Тесной
соприкосновение политических процессов с экономическими ...
Технико-экономическое обоснование разработки месторождений в нефтегазовой компании ОАО Татнефть
Газовая отрасль играет стратегическую роль в экономике России. На долю газа приходится около половины общего объема производства и внутреннего потребления энергетических ресурсов. В настоящее время в России дол ...