Статистическое наблюдение за уровнем и динамикой цен по товарам-представителям
В ходе реформирования отечественной государственной статистики изменилась система сбора ценовой информации. До 1989 г. основным источником статистической информации о ценах была отчетность предприятий, поступающая в органы государственной статистики, по отдельным вопросам: себестоимость, рентабельность и т. д. В условиях сравнитльно стабильных цен и мало меняющегося ассортимента товаров такой метод сбора информации в известной мере был оправдан.
С первого полугодия 1989 г. в практике отечественной статистики стал использоваться метод несплошного наблюдения за изменением цен ! по товарам-представителям. Вначале этот метод был внедрен при изучении динамики цен производителей продукции промышленности и потребительских цен, а затем и в других отраслях экономики.
При формировании совокупности товаров-представителей осуществляются:
отбор базовых предприятий;
отбор товаров-представителей (конкретных видов), репрезентирующих все товары генеральной совокупности;
определение моментов наблюдения (регистрации) цен и тарифов.
Выборочная сеть базовых организаций для регистрации цен и тарифов на товары и услуги формируется во всех секторах экономики. В каждом субъекте РФ отбираются крупные, средние и малые организации, занимающие соответствующие доли как в объемах производства, так и Реализации товаров и услуг.
Из общего перечня крупных и средних организаций в наблюдение, 'первую очередь, включаются организации, характеризующие соответствующие отрасли экономики в целом по России. Затем этот перечень пополняется организациями, характеризующими соответствующие отрасли экономики субъектов РФ.
Малые предприятия включаются в список базовых организаций при условии, если выпускаемая ими продукция является основой формирования экономических показателей по какой-либо отрасли экономики.
В сферу наблюдения за ценами (тарифами) репрезентативно включаются организации всех форм собственности и организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные и т. д.).
Отбор товаров и услуг-представителей формируется на федеральном уровне и остается неизменным в течение длительного времени (как правило, не менее года).
Основным принципом отбора товаров для регистрации цен является представительность отобранных их видов для характеристики динамики цен по товарным группам, подотраслям и отраслям экономики региона и России в целом. В основу выборки товаров положено предположение, что изменение цен на отобранные для наблюдения виды товаров и на товары, не попавшие в выборку, но являющиеся продукцией той же конкретной товарной группы, близки по своему значению как в организации, участвующей в наблюдении, так и в других организациях, не отобранных для обследования.
На региональном уровне специалисты отбирают для наблюдения по каждой позиции набора товаров-представителей несколько видов товаров с конкретными потребительскими свойствами, которые имеют значительный удельный вес либо в их объеме производства, либо на потребительском рынке данного региона и предположительно будут или производиться, или предлагаться к продаже в течение продолжительного времени.
Следует отметить, что при формировании совокупности товаров- представителей метод выборки наиболее типичных товаров, товаров, пользующихся массовым спросом, сочетается с выборкой периодически повторяющихся моментов (периодов) наблюдения за ценами. Такой подход к формированию совокупности товаров в теории выборочного метода рассматривается как выборка из последовательностей или, иначе, как модифицированный метод основного массива.
Общеметодологический подход к наблюдению за ценами заключается в том, чтобы регистрировать цены на одни и те же изделия одинакового качества, на одних и тех же предприятиях на регулярной основе.
Цены, которые регистрируются, являются, как правило, ценами предложения. Теоретически сбор данных должен включать в себя получение информации о ценах сделок, совершаемых в рамках различных стадий движения продукта. Однако представляется практически невозможным осуществление прямого наблюдения за сделками, и поэтому производится наблюдение за ценами предложения. Для максимального приближения их к ценам сделок учитываются все характеристики сделок, влияющие на цену (точное определение продукции, условия продажи, тип покупателя и др.). Чаше используются характеристики сделок при наблюдении цен производителей.
Еще статьи по экономике
Современные методы организации производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности субъектов хозяйствования
Учебно-ознакомительная
практика является важной составной частью подготовки специалистов-экономистов,
продолжением учебного процесса в производственных условиях. Практика направлена
на закреплени ...
Социально-экономические системы как предмет современного исследования
Понимание «Системы» возникло еще в древности. Демокрит, положивший начало
материалистическому атомизму, определял фундаментальные категории
естествознания, такие как целое, элементы и связь между ...
Технико-экономический расчет системы электроснабжения радиозавода
Задание
Исходные данные на проектирование:
. Схема генерального плана завода (рис. 1).
. Сведения об электрических нагрузках по цехам завода (6, стр. 18).
. Питание может быть ...