Статистическое наблюдение за уровнем и динамикой цен по товарам-представителям

В ходе реформирования отечественной государственной статистики изменилась система сбора ценовой информации. До 1989 г. основным источником статистической информации о ценах была отчетность предприятий, поступающая в органы государственной статистики, по отдельным вопросам: себестоимость, рентабельность и т. д. В условиях сравнитльно стабильных цен и мало меняющегося ассортимента товаров такой метод сбора информации в известной мере был оправдан.

С первого полугодия 1989 г. в практике отечественной статистики стал использоваться метод несплошного наблюдения за изменением цен ! по товарам-представителям. Вначале этот метод был внедрен при изучении динамики цен производителей продукции промышленности и потребительских цен, а затем и в других отраслях экономики.

При формировании совокупности товаров-представителей осуществляются:

отбор базовых предприятий;

отбор товаров-представителей (конкретных видов), репрезентирующих все товары генеральной совокупности;

определение моментов наблюдения (регистрации) цен и тарифов.

Выборочная сеть базовых организаций для регистрации цен и тарифов на товары и услуги формируется во всех секторах экономики. В каждом субъекте РФ отбираются крупные, средние и малые организации, занимающие соответствующие доли как в объемах производства, так и Реализации товаров и услуг.

Из общего перечня крупных и средних организаций в наблюдение, 'первую очередь, включаются организации, характеризующие соответствующие отрасли экономики в целом по России. Затем этот перечень пополняется организациями, характеризующими соответствующие отрасли экономики субъектов РФ.

Малые предприятия включаются в список базовых организаций при условии, если выпускаемая ими продукция является основой формирования экономических показателей по какой-либо отрасли экономики.

В сферу наблюдения за ценами (тарифами) репрезентативно включаются организации всех форм собственности и организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные и т. д.).

Отбор товаров и услуг-представителей формируется на федеральном уровне и остается неизменным в течение длительного времени (как правило, не менее года).

Основным принципом отбора товаров для регистрации цен является представительность отобранных их видов для характеристики динамики цен по товарным группам, подотраслям и отраслям экономики региона и России в целом. В основу выборки товаров положено предположение, что изменение цен на отобранные для наблюдения виды товаров и на товары, не попавшие в выборку, но являющиеся продукцией той же конкретной товарной группы, близки по своему значению как в организации, участвующей в наблюдении, так и в других организациях, не отобранных для обследования.

На региональном уровне специалисты отбирают для наблюдения по каждой позиции набора товаров-представителей несколько видов товаров с конкретными потребительскими свойствами, которые имеют значительный удельный вес либо в их объеме производства, либо на потребительском рынке данного региона и предположительно будут или производиться, или предлагаться к продаже в течение продолжительного времени.

Следует отметить, что при формировании совокупности товаров- представителей метод выборки наиболее типичных товаров, товаров, пользующихся массовым спросом, сочетается с выборкой периодически повторяющихся моментов (периодов) наблюдения за ценами. Такой подход к формированию совокупности товаров в теории выборочного метода рассматривается как выборка из последовательностей или, иначе, как модифицированный метод основного массива.

Общеметодологический подход к наблюдению за ценами заключается в том, чтобы регистрировать цены на одни и те же изделия одинакового качества, на одних и тех же предприятиях на регулярной основе.

Цены, которые регистрируются, являются, как правило, ценами предложения. Теоретически сбор данных должен включать в себя получение информации о ценах сделок, совершаемых в рамках различных стадий движения продукта. Однако представляется практически невозможным осуществление прямого наблюдения за сделками, и поэтому производится наблюдение за ценами предложения. Для максимального приближения их к ценам сделок учитываются все характеристики сделок, влияющие на цену (точное определение продукции, условия продажи, тип покупателя и др.). Чаше используются характеристики сделок при наблюдении цен производителей.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по экономике

Составление проекта на разведку месторождения полезного ископаемого
Целью курсовой работы по организации производства является развитие навыков по разработке технико-экономических показателей, обоснованию и выбору технических средств, методики работ, оптималь ...

Анализ издержек и затрат ПО Гомсельмаш
С переходом экономики нашей страны на рыночные отношения повышается самостоятельность предприятий, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой уст ...

Анализ использования заработной платы организации
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что перед бухгалтером ежедневно возникает масса переплетённых между собой вопросов относительно труда и начисления заработной платы. ...