Социально-экономическое положение Ярославля (условия и факторы развития)

Приоритетные направления Программы определены на основе государственной политики в области занятости, анализа и прогноза развития экономики и рынка труда города. Программа предусматривает: повышение конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, совершенствование качественного состава трудовых ресурсов, поддержку предпринимательства, организацию общественных работ и временной занятости населения. При формировании Программы определены меры по предотвращению роста длительной безработицы, повышению эффективности сотрудничества с работодателями, совершенствованию системы профессионального ориентирования и консультирования и обучения незанятого населения. На профессиональное обучение Центром занятости населения в 2010 году были направлены 457 человек, в 2011 году - 475 человек, в 2012 году - 906 человек, или в 1,9 раза больше по сравнению с предыдущим годом. За 9 месяцев 2013 года Центром занятости направлено на профобучение 723 безработных граждан. Услуги по профессиональной ориентации и психологической поддержке в 2010 году получили 7512 человек, в 2011 году - 7275 человек, в 2012 году - 7654 человека, за 9 месяцев 2013 г. - 5664 чел.

В 2010 году в банке вакансий имелось 30490 единиц, в 2011 году 33587 единиц, в 2012 году - 37984 единицы, в 2013 г. - 30748 единиц. Из общего числа вакансий 62% составляют вакансии для рабочих, и 38% - вакансии для специалистов и служащих. Оценивая структуру банка вакансий, можно отметить, что наибольшим спросом у работодателей пользуются профессии квалифицированных рабочих: электрогазосварщики, слесари, станочники, водители автотранспорта, строители (каменщики, маляры, штукатуры, облицовщики, плотники, столяры), электрики. Пользуются спросом профессии сферы обслуживания - закройщики, портные, продавцы, повара, кондитеры. Среди специалистов и служащих большой спрос имеют преподаватели, учителя, инженеры, мастера по различным видам деятельности, медицинские работники среднего звена, воспитатели.

Однако, по-прежнему сохраняются профессионально-квалификационные диспропорции между спросом и предложением рабочей силы. В структуре спроса на рабочую силу профессии квалифицированных рабочих составили 51,8 %, профессии специалистов и служащих - 35,2 %, не требующие профессиональной подготовки - 13,5 %, в структуре предложения рабочей силы - 37,1 %, 52,6 % и 10,3 % соответственно. Таким образом, доля безработных граждан, состоящих на учете и имеющих профессии квалифицированных рабочих, значительно отстает от доли спроса на них. В тоже время, доля безработных специалистов и служащих превышают доли спроса на них. Несоответствие спроса и предложения рабочей силы характеризуется не только количественными, но и качественными признаками, среди которых ведущее место занимает квалификационная структура этих двух составляющих рынок труда. В банке вакансий большую долю имеют вакансии с повышенными требованиями работодателей к уровню квалификации (для рабочих - не ниже 4-6 разрядов, для специалистов - опыт работы по специальности не менее 3-х лет), к возрасту (не старше 35 лет), к полу (в основном вакансии для мужчин), к уровню трудовой и исполнительской дисциплины (отсутствие вредных привычек). Однако доля безработных, состоящих на учете в службе занятости и соответствующих этим требованиям, намного меньше.

Если проанализировать выпуск ПУ и ПЛ города Ярославля за 2013 год, то картинка будет следующая: Рабочие - 1371 53% Торговля - 419 16% Сфера услуг - 495 19% Служащие - 310 12% Всего - 2595

Это анализ выпуска по формальным признакам, без определения качества подготовки. Если принять во внимание, что средний разряд выпускника - 3-ий, и основная масса выпускников, получив с теоретическим курсом профессии аттестат о среднем образовании устремляется повышать свой образовательный уровень в средних специальных и высших учебных заведениях, не поступившая молодежь частью направляется в армию, а девушки, как правило, не желают реализовать знания по полученной специальности, серьезно вымывается огромный пласт специалистов рабочих профессий.

Предприятия не получают свежего притока молодых профессионалов для решения проблем воспроизводства в профессии. Непривлекательность физического труда, а также тяжелые условия, зачастую в отсутствии стандарта рабочего места в совокупности с низким уровнем социального пакета не является стимулом для притока молодых по возрасту трудовых ресурсов на производства города.

Муниципальная система образования города в целом характеризуется стабильностью и устойчивостью, типовым и видовым разнообразием образовательных учреждений, наличием муниципального компонента нормативной правовой базы. Она представляет собой разнообразную, многофункциональную сеть учреждений образования различных типов и видов, реализующих вариативные образовательные программы, позволяющие удовлетворять запросы населения в соответствии с интересами и склонностями детей. Город имеет значительное количество объектов культуры и спорта, которые могут быть использованы в интересах образования. Образование города восприимчиво к передовым образовательным и управленческим технологиям. Большое количество семинаров и конференций по проблемам образования различного уровня, проводимое в Ярославле, позволяет, с одной стороны, аккумулировать в городе научный и практический опыт российских территорий, а с другой стороны транслировать свой опыт работы. Возможность качественного улучшения кадрового потенциала системы, заинтересованность в развитии образования органов местной власти, местного сообщества позволяют говорить о значительном потенциале города для развития образования. В городе 189 дошкольных учреждений, 109 школ и школ-интернатов различных видов, 41 учреждение дополнительного образования детей, 4 детских дома и пр. В течение последних одиннадцати лет открыто 18 новых учреждений образования, в том числе три школы-новостройки - № 48, 89, 90. Учреждения образования новых видов: 3 гимназии, лицей, школы с углубленным изучением отдельных предметов, начальные школы-детские сады, учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, дошкольные учреждения с гибким режимом работы и гувернерскими группами. В отрасли трудится более 16000 человек, из них более 9000 - педагогические работники, 1521 из них имеют высшую квалификационную категорию. 226 работников отрасли имеют звания "Заслуженный учитель школы РФ" и "Заслуженный учитель РФ". Ярославский учитель Нянковский Михаил Александрович, преподаватель литературы "Провинциального колледжа", стал победителем Всероссийского конкурса "Учитель года - 94". Действует городской Дом работников образования.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 

Еще статьи по экономике

Безработица в России
В настоящее время наша страна целиком и полностью перешла от плановой экономики времен СССР к рыночным отношениям, что никак не могло сказаться на рынке труда. Одной из особенностей плановой эконо ...

Анализ и учет основных средств (на примере ОАО Кирово-Чепецкий хлебокомбинат)
В современных экономических условиях эффективное функционирование предприятия любой организационно-правовой формы вне зависимости от видов деятельности является обязательным условием его существов ...

Анализ объемов и эффективности инвестиционной деятельности
Инвестиционная деятельность предприятия неотъемлемая часть его финансово-хозяйственной деятельности. Именно инвестиции позволяют совершенствовать, модернизировать и оптимизировать производство, сн ...