Теории и концепции зависимости объемов прямых иностранных инвестиций от различных факторов

В условиях глобализации экономических процессов с каждым годом возрастает значение межстрановых инвестиций. Инвестиции из внешнего мира не только стимулируют экономическое развитие страны-реципиента, что доказывается многими исследованиями, но и приносят ряд таких преимуществ как развитие технологий производства и управления за счет внедрения иностранного опыта, расширение круга поставщиков продукции и рынка сбыта за счет налаживания международных контактов.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются одной из возможных форм вложения средств иностранными инвесторами в страну наряду с портфельными и прочими видами иностранных инвестиций. В отличие от портфельных и прочих видов инвестиций, прямые подразумевают более активное участие инвесторов в деятельности организации и обладают меньшей степенью ликвидности. Это обуславливает различие в целях в случае разных видов инвестирования: в случае портфельных инвестиций цели могут быть, в том числе, спекулятивными. Из этого следует, что на принятие решений о вложении средств в ценные бумаги будут оказывать влияние совершенно иные факторы, чем в случае вложения прямых инвестиций. Поэтому в данной работе ограничимся рассмотрением только такого вида инвестирования как прямые иностранные инвестиции.

В соответствии с Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», под прямыми иностранными инвестициями подразумевают одно из следующих действий:

· «приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;

· вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации;

· осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей».

Объемы ПИИ существенно зависят от состояния мировой конъюнктуры. Динамика показателя ПИИ в России подтверждает это. Так, пика своего значения объемы привлеченных ПИИ достигли в 2008 году и составили более 27 миллиардов долларов. Однако в следующем году вследствие кризиса объемы ПИИ сократились более чем в 1,5 раза. На данный момент наблюдается восстановление значений данного показателя, хотя докризисный уровень еще не был достигнут: в 2012 году объем поступивших ПИИ составил чуть более 18,5 миллиардов долларов.

По объемам накопленных ПИИ Россия занимает четырнадцатое место в мировом рейтинге на конец 2012 года с фондом инвестиций в 504,2 миллиарда долларов. Первое место в данном списке принадлежит США, накопленный фонд ПИИ которых составляет 2 824 миллиардов долларов. Следом за США идет Китай с показателем, в 2,7 раз превышающим показатель России - 1 344 миллиардов долларов.

Одной из важнейших характеристик качества ПИИ является их страновая принадлежность. В Российской Федерации, как и в мире в целом, значительную долю ПИИ занимают страны, которые обладают статусом оффшорных зон. Так, крупнейшими инвесторами в Российскую Федерацию являются Кипр (25,6% общего объема ПИИ в Россию в 2011 году), Нидерланды (18%), Люксембург (1%) и другие. Такие инвестиции, «как правило, представляют собой кругообращение денежных средств, связанных с финансовыми операциями, не сопровождаемыми притоком инновационных технологий». Однако и другие страны, не обладающие статусом оффшорной зоны, активно инвестируют в экономику Российской Федерации. Среди них можно отметить Германию (9,4%), Австрию (4,6%), Францию (4,2%), Великобританию (1,7%), Швейцарию (1%) и другие.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи по экономике

Создание плановой калькуляции себестоимости технического воздействия на автотранспортном предприятии
Автомобильный транспорт имеет ряд существенных преимуществ, обеспечивших ему за последнее время интенсивное развитие. Главными преимуществами автомобильного транспорта являются: большие маневренно ...

Анализ себестоимости продукции
Управление затратами ...

Технико-экономический анализ работы ОАО Рубцовская автоколонна 1934 и разработка участка мойки
Основная задача автомобильного транспорта заключается в наиболее полном и своевременном удовлетворении потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, а также повышение эффективности и качества работ ...