Холдинги. Цели создания холдингов

Холдинг или холдинговая компания - особая форма объединения капиталов, интегрированное общество, которое не занимается производственной деятельностью, а использует свои собственные средства для приобретения контрольных пакетов акций других предприятий с целью координирования их деятельности. Субъекты, которые объединяются в холдинги, имеют финансовую и юридическую самостоятельность, но право решения основных вопросов принадлежит холдинговой компании.

Итак, холдинг - это система коммерческих организаций, которая включает головную компанию, владеющую контрольным пакетом акций других организаций, являющихся по отношению к головной дочерними. Головная (управляющая) компания может как выполнять производственные функции, так и заниматься непосредственно управлением холдингом. Дочерним будет считаться предприятие, действия которого регулируются холдинговой компанией в силу преобладания его доли в уставном капитале или в соответствии с заключенным договором.

Холдинги образуются не случайно. Цель их появления - завоевание новых секторов рынка и снижение издержек. Эти факторы повышают стоимость компании, ее капитализацию, для достижения которых необходима эффективная работа всей системы предприятий, входящих в холдинг. При этом стоимость акций холдинга растет только в случае, если работают эффективно дочерние компании и головная организация.

Холдинг может образовываться путем последовательного объединения или получения контроля над компаниями, которые заняты в одной отрасли экономики. Основная цель создания таких холдингов - расширение границ бизнеса, сфер влияния и завоевание новых секторов рынка. В данном случае речь идет о горизонтальной интеграции.

Еще один путь образования холдинга - вертикальная интеграция, когда объединяются предприятия единого технологического цикла (от заготовки сырья до производства готовой продукции). Цель создания такого холдинга - снижение издержек, повышение стабильности цен и эффективности компании в целом.

Холдинг может создаваться путем последовательного создания предприятий и присоединения их к уже существующей группе. Так действует всемирно известная компания McDonald's. Подобная политика позволяет избежать больших потерь при банкротстве одного из предприятий.

Управление холдингом осуществляется через собрания акционеров, советы директоров, исполнительную дирекцию. В этом принципиальных различий между управлением холдинговой компанией и акционерным обществом нет. Однако для холдинга основные акционеры четко определены и именно они осуществляют управление всей группой предприятий.

Типы холдингов

- чистый холдинг, в котором головная компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, но сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческие функции;

- смешанный холдинг, в котором головная компания ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.

Цели создания холдинга

- для содействия кооперации предприятий-смежников и осуществления ими согласованной инвестиционной политики, например, интегрированный холдинг, в котором предприятия связаны технологической цепочкой. Данный тип холдингов получил широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где материнская компания руководит компаниями по добыче, транспортировке, переработке и сбыту продукции;

- для консолидации различных компаний, когда холдинговая компания перераспределяет средства с целью уравнивания доходов дочерних компаний, покрывая убытки одних прибылями других. Например, конгломератный холдинг, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом. Каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других «дочек»;

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по экономике

Современное состояние и проблематика развития нетрадиционных видов туризма
История путешественников и путешествий насчитывает многие и многие тысячелетия. С течением времени происходило стремительное развитие общества, прогресс в науке, технике, на почве социально-эконом ...

Безработица в России
В настоящее время наша страна целиком и полностью перешла от плановой экономики времен СССР к рыночным отношениям, что никак не могло сказаться на рынке труда. Одной из особенностей плановой эконо ...

Анализ и резервы повышения эффективности работы коммерческого предприятия (на примере ООО Спецтехника)
В условиях рыночных отношений предприятию необходимо постоянно повышать конкурентоспособность продукции и услуг, внедрять современные технологии хозяйствования и управления производством и пер ...