Анализ качества продукции как основного показателя конкурентоспособности продукции

Также одним из важных показателей деятельности предприятия АО АПК "Адал" является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счёт объёма продаж, но и за счёт более высоких цен.

Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надёжность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. [22]

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от её вида и назначения:

. удельный вес новой продукции в общем её выпуске;

. удельный вес продукции высшей категории качества:

. средневзвешенный балл продукции;

. средний коэффициент сортности;

. удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции;

. удельный вес сертифицированной продукции;

. удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

. удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из её свойств:

а) полезность (жирность молока, содержание белка в продукте)

б) надёжность

в) технологичность

г) эстетичность

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объём и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Первая задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

Таблица 2. Динамика брака продукции на АО АПК "Адал"

млн. тг.

Расходы по браку

2010г.

2011г.

Отклонения, +,-

%, (2011г./ 2010г.)

Себестоимость забракованной продукции

1,4

1,2

-0,2

85,7

Расходы по исправлению брака

0,2

0,15

-0,05

75

Стоимость брака по цене возможного использования

0,5

0,5

-

100

Сумма удержаний с виновных лиц

0,1

0,1

-

100

Потери от брака

1,0

0,75

-0,25

75

В 2011 году количество забракованной продукции по сравнению с 2010 годом сократилось на 0,2 млн. тг., что говорит об успешной деятельности предприятия в области применения и внедрения новых и более качественных технологий.

Для определения потерь товарной продукции в 2010 году подсчитаем фактический уровень рентабельности на предприятии АО АПК "Адал". Стоимость товарной продукции в действующих ценах равняется 385 млн. тг., а её себестоимость 288 млн. тг. Отсюда фактический уровень рентабельности равен 33,7% ((385-288)/288). Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимости в 1,33 раза. Потери товарной продукции будут составлять:

млн. тг. * 1,33 = 1,33 млн. тг

На предприятии АО АПК "Адал" изучаются причины понижения качества и разрабатываются мероприятия по их устранению, что снижает долю брака в общем объёме выпуска продукции и благотворно влияет на деятельность данного предприятия. [23]

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Еще статьи по экономике

Теория распределения доходов в рыночной экономике
Одна из серьезных проблем, которые постоянно беспокоят общество в современном мире, - неравенство людей даже в самых демократических и экономически развитых странах. Проблема неравенства гражд ...

Современное состояние переработки и реализации мясной продукции
В настоящее время мясная промышленность - крупнейшая отрасль мясной индустрии, выпускающая широкий ассортимент продукции пищевого, технического и медицинского назначения. Эффективность производст ...

Анализ объема производства и реализации продукции
Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производственной продукции, повышение ее качества ...