Особенности формирования рынка молочной продукции в условиях конкуренции

В условиях ненасыщенного рынка, конкурентоспособность, всегда лежащая в коридоре «качество - цена - сервис» в республике сместилась в область «цена - качество - сервис». В результате перед отечественными производителями молока и молочных продуктов встала проблема необходимости использования в своей деятельности маркетинга, как инструмента, с помощью которого возможно успешное осуществление рыночной деятельности. На прилавках магазинов появился широкий ассортимент молочных продуктов, который составляет сейчас серьезную конкуренцию импорту, причем западные производители сами подготовили себе достойных конкурентов.

Наибольшее число предприятий расположено в Алматинской (г. Иссык, п. Космос), Жамбылской (с. Кордай) областях и в городах Шымкент, Астана, Костанай. Результаты анализа статистических данных свидетельствуют о наличии ряда особенностей в современной структуре производства молочной продукции. Молочная отрасль уже не первый год развивается гораздо более высокими темпами.

На казахстанском рынке более десяти лет в производстве молочной продукции конкурируют такие компании, как «ФудМастер», «Адал», «Агропродукт», «Кайсар сут», «Данон», «Смак», а также конкурентоспособными на казахстанском молочном рынке представлены такие фирмы-производители, как «Весёлый молочник» (Киргизия), «Домик в деревне» (Россия). [18]

Сейчас в мире проводится большая работа по производству экологически чистой продукции. Можно сказать, что в республике также данная благородная цель выполняется и реализуется: АПК «Адал», компания «ФудМастер» наладили производство новых видов кисломолочной продукции с лечебными и диетическими свойствами, а именно «БФБ» (бифидумбактерии) и «Био-С» (ацидофильная простокваша), новинка молока и кефир «Источник Здоровья», обогащенная йодированным белком и др.; а Институтом Питания РК налажено производство детских молочных продуктов из сои.

Решая задачу по выпуску конкурентоспособного ассортимента молочной продукции, предприятия в своем стремлении завоевать как можно большую долю рынка начали активно использовать политику распределения. Среди основных наиболее используемых типов торговых точек являются супермаркеты, ориентированные на покупателей с доходом выше среднего и со средним уровнем дохода, гастрономы, мелкие продовольственные магазины, киоски и лотки, расположенные на оптовых рынках или просто как элементы уличной торговли. [20]

Одним из наиболее общих выражений степени достижения преимущества конкурентом считается фактическая рыночная доля предприятия в совокупном объеме реализации молочной продукции. Отражая результат конкурентной борьбы, рыночная доля показывает степень доминирования предприятия на рынке. Доля рынка исчисляется как предполагаемый объем продажи товара предприятия на данном рынке.

Еще статьи по экономике

Анализ интенсификации производства в ГУП ОПХ Красногорское Безенчукского района Самарской области
Повышение эффективности сельскохозяйственного производства в первую очередь зависит от отдачи вложенных затрат и рационального использования ресурсов. Важную роль в этом играет производственная по ...

Технико-экономическое обоснование разработки месторождений в нефтегазовой компании ОАО Татнефть
Газовая отрасль играет стратегическую роль в экономике России. На долю газа приходится около половины общего объема производства и внутреннего потребления энергетических ресурсов. В настоящее время в России дол ...

Анализ оборотных активов и поиск путей повышения эффективности управления их основными элементами
Важнейшей составной частью финансовых ресурсов предприятия являются его оборотные активы. От состояния оборотных активов зависит успешное осуществление производственного цикла предприятия, или ...