Методика определения экономической эффективности конкурентоспособности продукции

Эксперты Парижской торгово-промышленной палаты числу важнейших критериев конкурентоспособности относят следующее: степень новизны товара, качество его изготовления, наличие материальной базы для распространения информации о нем, меры по стимулированию сбыта, возможность приспособления товара к требованиям рынка, финансовые условия, динамизм сбыта и способность быстро реагировать на успехи рынка. По результатам исследования Ирландского экспортного управления среди факторов, определяющих конкурентоспособность товара на внешнем рынке, первое место занимает качество, второе место - цена, третье место - связи с экспортом. [6]

Отправной момент оценки конкурентоспособности любого товара - формирование цели исследования. Если необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, то достаточно привести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и др. Однако, независимо от целей исследования, основой для оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий.

После выбора продуктов, по которым будет проводиться анализ, на основе изучения рынка и требований покупателей определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар.

Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы продукция удовлетворяла потребностям покупателя, она должна соответствовать определенным параметрам:

техническим (свойства продукции, область её применения и назначения);

эргономическим (соответствие продукции свойствам человеческого организма);

эстетическим (внешний вид продукции);

нормативным (соответствие продукции действующим нормам и стандарта);

экономическим (уровень цен на продукцию, сервисное её обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).

На основе изучения потребностей потенциальных покупателей определяется номенклатура параметров, которыми пользуется производитель при оценке продукции на рынке, а также величины этих параметров, требуемых потребителю, и весомость каждого в общем наборе.

В случае невозможности определения базы для сравнения может использоваться косвенный метод оценки конкурентоспособности с помощью образца, особенно если оценивается продукция известного класса, и на рынке существуют ее аналоги. Товар-образец моделирует потребность и позволяет сравнить его параметры с параметрами продукции, подлежащей оценке. [8]

Таким образом, конкурентоспособность оценивается путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами необходимыми потребителю, или с параметрами изделия-образца. Сравниваемые параметры должны выражаться в одинаковых величинах измерения. Сравнение производится по группам технических и экономических параметров. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции.

Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта конкурента:

= P/P100*100

где: q -единичный параметрический показатель;

Р - уровень параметра исследуемого продукта;- уровень параметра принятого за образец, удовлетворяющего потребность на 100 %

Групповой показатель (G) объединяет показатели (qi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (ai), определенных экспертным путем:

= ∑ai*qi

Интегральный показатель (J) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gm) к группе показателя по экономическим параметрам (GЭ):= Gm/ GЭ

Если J< 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если J>1, то оно превосходит изделие-образец или изделие-конкурента по своим параметрам.

Важную роль в оценке конкурентоспособности играет установление эталона, формирование группы аналогов и их показателей. Товар-эталон должен удовлетворять потребителя на 100%. Товары, которые входят в группу аналогов, должны отвечать следующим требованиям:

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Еще статьи по экономике

Анализ использования имущества
На современном этапе развития экономики вопрос анализа и оценки имущества предприятий является очень актуальным. Анализ имущества является важным для каждого предприятия ведь финансовое состояние и ...

Анализ и планирование показателей по труду и заработной плате торгового предприятия
Актуальность темы работы состоит в том, что проблема организации и оплаты труда - одна из ключевых в российской экономике. От ее успешного решения во многом зависят как повышение эффективности про ...

Анализ издержек и затрат ПО Гомсельмаш
С переходом экономики нашей страны на рыночные отношения повышается самостоятельность предприятий, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой уст ...