Определение конкурентоспособности продукции: понятие и показатели, определяющие её

С обретением суверенитета и становлением рыночной экономики Республика Казахстан выходит на мировые рынки, решает глобальные вопросы привлечения иностранных инвестиций, сотрудничества с международными финансовыми организациями; заложена политическая и экономическая база внешних условий для самостоятельного развития нашего государства. Но это хоть и важнейшая, но лишь одна из необходимых предпосылок. Ещё большее значение имеет выход из социально-экономического кризиса, строительство собственной экономики и обеспечение её конкурентоспособности.

Проблема конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

Наиболее точное определение понятия “конкурентоспособности” адекватное рыночной экономике было сформулировано так: “Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительных стоимостных характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. способность именно данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену конкурирующих товаров-аналогов”.[5]

Конкурентоспособность товара - фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара конкретным требованиям потребителей как по своим качественным и техническим характеристикам, так и по коммерческим условиям его реализации. Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются.

Любой товар, находющийся на рынке, фактически проходит проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей - тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.

Поэтому конкурентоспособность (т. е. возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продаж. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает ещё и индивидуальный оттенок.

Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом исходит из этого, что выпуск предприятием нового продукта, прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен. Вместе с тем, любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить - невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему ему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной. Особое внимание уделяется не столько улучшению технических параметров изделия, сколько снижению цены его потребления. Как свидетельствует мировая практика, именно этот параметр становился решающим, хотя новый товар продавался по существенно более высокой цене.

Конкурентоспособность товара определяется, в отличие от качества, совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются. Более того, в силу указанного, товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно повысилась его стоимость за счет придания товару новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по экономике

Технология анализа сбытовых издержек
Издержки производства и себестоимость производства и реализации продукции -одни из самых важнейших финансовых показателей деятельности предприятия. Они служат основой для расчета многих других фин ...

Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления
Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического роста в России, поставили перед экономической наукой и практикой много сложных и принципиально новых проблем, требующих своего ос ...

Анализ себестоимости продукции
Управление затратами ...