Теория политической ренты

Теория заостряет внимание на том, что многие экономические субъекты активно участвуют в политической жизни для получение неких привилегий, дающих им повышающие уровень конкурентоспособности или рентные

доходы на факторы производства под их распоряжением.

Хозяйствующие субъекты часть своих ресурсов используют для получения прибыли как таковой, а остальную часть - на изыскание политической ренты, при этом, желательно, чтобы эффективность их использования была примерно равной. Ярким примером может стать деятельность экономических субъектов, направленная на получения прав монополии, фиксирование уровня цен на уровне законодательства, ограничение свободной конкуренции на определенном рынке.

Обострение ситуации по данному вопросу возникает в следствие того, что экономическая политика, направленная на создание политической ренты для одного субъекта, создает негативную политическую ренту для другого. Возникает борьба за "место под солнцем", что является не просто как конкуренцией и не может гарантировать эффективное распределение ресурсов.

Но данное лоббирование представляет собой только первый уровнеь изыскания политической ренты.

Второй уровень включает в себя такие действия хозяйственных объектов, которые направлены на получения должностей, открывающих возможности для продвижения определенной экономической политики.К примеру, занимаемая должность чиновником, приносит ему определенный высокий уровень доходов в виде взяток, жалования, премий и прочего, что приводит к большему числу желающих занять подобную должность, а так как не все способны получить определенное образования, завести нужные знакомства или просто не проявляют себя как талантливые политики и управленцы, следовательно инвестиции тех, кому "не повезло" проходят в пустую для общества.

Третий же уровень обоснован тем, что государственная политика вынуждает компании тратить большую долю доходов на проникновение в определенные отрасли или выход из них.

Еще статьи по экономике

Совершенствования структуры предприятия, расчет технико-экономических показателей на примере ОАО ТМНУ
В современной рыночной экономике огромное влияние на эффективность предприятия влияет то, на сколько быстро руководство предприятие может реагировать на изменение ситуации на рынке. Вместе с руководством доволь ...

Социально-экономические системы как предмет современного исследования
Понимание «Системы» возникло еще в древности. Демокрит, положивший начало материалистическому атомизму, определял фундаментальные категории естествознания, такие как целое, элементы и связь между ...

Торговые организации в форме хозяйственных обществ
В странах с развитой рыночной экономикой торговля относится к наиболее важным и престижным видам деятельности. Для России же характерно несколько негативное отношение к торговле. Объясняется это, ...