Социальные показатели

Попытки дать количественную оценку изменения базовых параметров уровня жизни в России за период с начала проведения в стране рыночных реформ предпринимались неоднократно. Сложность данного исследования, главным образом, связана с информационными и методологическими аспектами. То есть, с вопросами, какую информацию использовать и как ее систематизировать для получения наиболее верного анализа социальных показателей России.

Комиссия Джозефа Стиглица в «Докладе об измерении экономического развития и социального прогресса» выделяет 3 основных трактовки понятия «уровень жизни»: первый основан на представлении о субъективном благополучии, второй - на представлении о располагаемых возможностях, третий - на экономических концепциях благосостояния и справедливого распределения.

Чтобы более точно определить, насколько к концу 2000-х годов уровень доходов/расходов населения Россия превысил уровень конца 1980-х - начала 1990-х, воспользуемся методом сопоставления крайних точек.

Изменение структуры ВВП косвенно подтверждает вывод о том, что расходы на конечное потребление домашних хозяйств сокращались в 1990-е годы медленнее, чем ВВП в целом. Структура доходов населения указывает на отсутствие резкого падения уровня жизни. В первые годы становления российской рыночной экономики произошел взрывной рост предпринимательских доходов от собственности, доля которых в общем объеме достигала 20%. Доступ населения к этим источникам денежных поступлений стал главным позитивным эффектом рыночных преобразований и обеспечил лояльность населения к проводимым реформам.

Далее, сопоставим натуральные показатели благосостояния и образа жизни россиян. Советские люди не бедствовали. В СССР не было голода, население было обеспечено нерыночными услугами здравоохранения и образования достаточно хорошего качества и практически бесплатным жильем. В СССР не было безработицы. Зато был дефицит практически всех потребительских товаров, которые характеризовались невысоким качеством, вызванным отсутствием конкуренции.

Не стоит преувеличивать и говорить о недостатке продуктов питания или о голоде в России ни в 1989 г., ни в начале 1990-х годов, ни в 2008 г. Правильнее говорить о том, что питание россиян не было сбалансированным ни накануне преобразований, ни в конце 2000-х годов [Приложение 2].

В данный момент по обеспечению населения товарами длительного пользования (кроме автомобилей и компьютеров) Россия находится близко к уровню насыщения, и речь в дальнейшем может идти, в основном, о повышении качества этих товаров.

Поскольку до реформ жилье и образовательные услуги были бесплатными, необходимость платить за них после реформ - фактор снижения уровня жизни населения в рыночной экономике. Но, стоит отметить, рост относительных затрат на одного обучающегося. Относительные затраты на воспитание ребенка в детском саду из бюджетных средств увеличились с 16 до 22%, а с учетом затрат населения - до 27%. Относительные затраты на обучение в школе выросли более чем на 110% и к концу 2000-х годов составили 26%, если учитывать средства бюджета и населения. В системе начального профессионального образования относительные бюджетные затраты на одного обучающегося снизились с 32 до 26%, а совокупные относительные затраты в конце 2000-х годов составили 28%.

В СССР одним из наиболее очевидных показателей дефицитов была нехватка жилья. К 2009 г. в стране проведены основные реформы в жилищной сфере, включая массовую бесплатную приватизацию жилья, сформирован достаточно развитый рынок жилья, развивается ипотечное кредитование. Тяжело идут реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства: снижаются размеры бюджетного дотирования при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, а поддержку получают лишь семьи с наименьшими доходами; много нареканий вызывает передача управления многоквартирными домами объединениям собственников жилья и формирование рынка профессиональных управляющих компаний. Доли домохозяйств в 2009 го., которые выиграли или проиграли от изменения возможностей улучшить жилищные условия по сравнению с 1989 г., примерно одинаковы - 20 и 17,5% соответственно. Участие государства в улучшении жилищных условий граждан резко сократилось: если в 1989 г. доля очередников среди всех семей, улучшивших жилищные условия, составила 73%, то в 2009 г. - лишь 6,6%. Соотношение доходов населения и цен на жилье изменилось. При использовании консервативных (наименьших) оценок цены жилья в 1989 г. расчеты показывают ухудшение указанного соотношения на 43% (соотношение доходов и цен в 2009 г. составило 0,57 от их соотношения в 1989 г.). Использование средних или верхних значений из имеющегося диапазона оценок рыночной цены жилья в 1989 г. показывает изменение указанного соотношения к 2009 г. в диапазоне 0,74 - 0,93. Доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в расходах домохозяйств в 2009 г. увеличилась примерно на 2/3 от уровня 1989 г. Такое увеличение в значительной степени связано с ростом площади жилья. Между тем, расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг за сопоставимую единицу жилья увеличились более чем на 20%. В то же время для значительной части населения, основной источник доходов которого - зарплаты и пенсии, доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг за сопоставимую квартиру увеличилась примерно в 1,5 раза. Таким образом, многие сопоставимые ключевые параметры потребления жилья населением изменились несущественно. Возможно, это объясняется тем, что развитие рыночных отношений в жилищной сфере лишь замесило «уход» государства из этой сферы. Шансы улучшить жилищные условия почти не изменились для 60% домохозяйств: ни в 1989 г., ни в 2009 г. у большей части домохозяйств не было реальной возможности улучшить жилищные условия; при этом количество выигравших и проигравших в результате перехода к рыночным отношениям пока примерно равное.

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по экономике

Технико-экономическое обоснование разработки месторождений в нефтегазовой компании ОАО Татнефть
Газовая отрасль играет стратегическую роль в экономике России. На долю газа приходится около половины общего объема производства и внутреннего потребления энергетических ресурсов. В настоящее время в России дол ...

Социально-экономическая эффективность контрольно-надзорной деятельности
В рамках повышения эффективности государственного управления и снижения избыточных административных барьеров одной из ключевых задач является совершенствование контрольно-надзорных и разрешительн ...

Способы повышения эффективности получения циклогексанона
Курсовая работа разработана на основании ГОСТ 2.105-95, ГОСТ 2.106-2001, ГОСТ 2.104-2006, ГОСТ 2.301-68, ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 2.316-68. В химической промышленности комплексной а ...