Современные проблемы реализации мяса и мясной продукции

Актуальность проблем функционирования российского рынка продуктов питания, и рынка мяса в частности, обусловлена одной из наиболее острых современных проблем экономики - продовольственной проблемой, выражающиеся в физиологически недостаточном потреблении продуктов питания в ряде регионов страны [10].

Рынок мяса в России по регионам развивается неравномерно, поскольку он исторически создавался на зернопроизводящих территориях. Это приводит как к созданию избытка мяса в определенных субъектах Российской федерации, так и проблематичности обеспечения внутреннего спроса собственным производством в других субъектах. Возникает проблема с перераспределение мяса по территории России из-за ее протяженности.

Проблема обеспечения продовольственной безопасности имеет также первостепенное значение для России. Особое место в решении этой задачи принадлежит мясо продуктовому комплексу. Вместе с тем, негативное влияние на состояние отрасли животноводства и соответствующего рынка продукции оказали последствия аграрной реформы: разрыв производственно-экономических связей между сельскохозяйственными, заготовительными, перерабатывающими и торговыми предприятиями; нарушение паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию; удорожание кредитных ресурсов; значительное сокращение государственных форм поддержки и регулирования АПК, снижение покупательной способности населения [9].

В 2010 г. сохранилась сложившаяся в последние годы устойчивая тенденция роста объема производства мясопродуктов, что позволило увеличить их товарное положение на потребительском рынке со стороны отечественных производителей. Выпуск мяса и мясопродуктов увеличился по сравнению с предыдущим годом на 5,2%. За январь-декабрь 2008 года было выработано, тыс.тонн: колбасных изделий-2356 мяса-2050, мясных полуфабрикатов-971, консервов мясных-675.

Также в 2010 году возросло производство колбасных изделий на 132,5 тыс. тонн. Объем их выработки составил 2356 тыс.тонн- 115,8% к уровню предыдущего года.

Более низкие по сравнению с полуфабрикатами темпы роста производства колбас обусловлено, прежде всего, незаинтересованностью производителей в увеличении их выработки в условиях насыщенности данного сегмента рынка мясных продуктов. Как и 2009 году наиболее динамично развивалось производство мясных полуфабрикатов. Однако темпы роста производства этой группы мясных продуктов замедлились (в 2009 году данный показатель составил 38,9,%) тем не менее, достигнутый в 2009 году темп роста свидетельствует о большой потенциальной емкости этого сегмента на рынке мясопродуктов. В 2010 году не удалось остановить процесс роста цен на рынке мяса и мясопродуктов. Рост стоимости сырьевых ресурсов привел к увеличению, хотя и не столь значительному, средних отпускных цен производства мясных продуктов. Цены производителей на колбасные изделия, увеличились за 2010 год (декабрь 2010 к декабрю 2009) на 9,4%. При этом подорожали вареные колбасы- на 14,6%, минимальный прирост цен в этой группе мясных продуктов зафиксирован на полукопченые (2,3%) и сырокопченые (2,6%) колбасы, в то время как в 2009 году именно они подорожали в наибольшей степени - на 22-24%. Темпы роста потребительских цен на рынке мяса и мясных продуктов в 2010 году в основном опережали темпы роста средних цен производства мясных продуктов, так если отпускные цены мясоперерабатывающих предприятий на полукопченую и копченую колбасы повысились за год на 2,3% и 2,6% соответственно, то потребительские цены на эту продукцию - на 10%; сосиски и сардельки на потребительском рынке подорожали к концу года в среднем на 10,7%, в то время как у производителей этой продукции цена увеличилась на 7,8% [8].

При реализации мяса и мясной продукции в стране часто возникают проблемы: во-первых, в 2000-х гг. произошло резкое обострение эпизоотической ситуации в мире, даже локализованные вспышки заболеваний смогли оказать критическое воздействие на экспортные возможности ряда стран а также России (путем наложения ограничений импортерами). Так, несмотря на то, что в 2003 году было зарегистрировано всего 3 случая «коровьего бешенства», по состоянию на 2010 год экспорт говядины все еще не достиг уровня 2003 года. Вспышка «птичьего гриппа в 2004 году привела к сокращению мирового экспорта птицы на 8% по сравнению с предыдущим годом; во-вторых, в 2007-2008 годах в результате бурного роста спроса в международной экономике возникло явление агфляция - это феномен ускоренного роста цен на продукцию сельскохозяйственного сектора, существенно превышающего уровень инфляции по стандартному набору потребительских товаров. Несмотря на коррекцию цен на мясо в 2009году, в декабре 2010 года индекс цен на мясо достиг исторического максимума (142). В виду того, что индекс цен на зерновые достиг 238, это создает предпосылки для дальнейшего удорожания мясного сырья. Также необходимо отметить, что цены на мясо птицы склонны к более резкому росту, чем на свинину и говядину [10].

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по экономике

Безработица в России
В настоящее время наша страна целиком и полностью перешла от плановой экономики времен СССР к рыночным отношениям, что никак не могло сказаться на рынке труда. Одной из особенностей плановой эконо ...

Технология анализа сбытовых издержек
Издержки производства и себестоимость производства и реализации продукции -одни из самых важнейших финансовых показателей деятельности предприятия. Они служат основой для расчета многих других фин ...

Социальные итоги трансформации российской экономики
Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переход ...