Современные проблемы реализации мяса и мясной продукции

Актуальность проблем функционирования российского рынка продуктов питания, и рынка мяса в частности, обусловлена одной из наиболее острых современных проблем экономики - продовольственной проблемой, выражающиеся в физиологически недостаточном потреблении продуктов питания в ряде регионов страны [10].

Рынок мяса в России по регионам развивается неравномерно, поскольку он исторически создавался на зернопроизводящих территориях. Это приводит как к созданию избытка мяса в определенных субъектах Российской федерации, так и проблематичности обеспечения внутреннего спроса собственным производством в других субъектах. Возникает проблема с перераспределение мяса по территории России из-за ее протяженности.

Проблема обеспечения продовольственной безопасности имеет также первостепенное значение для России. Особое место в решении этой задачи принадлежит мясо продуктовому комплексу. Вместе с тем, негативное влияние на состояние отрасли животноводства и соответствующего рынка продукции оказали последствия аграрной реформы: разрыв производственно-экономических связей между сельскохозяйственными, заготовительными, перерабатывающими и торговыми предприятиями; нарушение паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию; удорожание кредитных ресурсов; значительное сокращение государственных форм поддержки и регулирования АПК, снижение покупательной способности населения [9].

В 2010 г. сохранилась сложившаяся в последние годы устойчивая тенденция роста объема производства мясопродуктов, что позволило увеличить их товарное положение на потребительском рынке со стороны отечественных производителей. Выпуск мяса и мясопродуктов увеличился по сравнению с предыдущим годом на 5,2%. За январь-декабрь 2008 года было выработано, тыс.тонн: колбасных изделий-2356 мяса-2050, мясных полуфабрикатов-971, консервов мясных-675.

Также в 2010 году возросло производство колбасных изделий на 132,5 тыс. тонн. Объем их выработки составил 2356 тыс.тонн- 115,8% к уровню предыдущего года.

Более низкие по сравнению с полуфабрикатами темпы роста производства колбас обусловлено, прежде всего, незаинтересованностью производителей в увеличении их выработки в условиях насыщенности данного сегмента рынка мясных продуктов. Как и 2009 году наиболее динамично развивалось производство мясных полуфабрикатов. Однако темпы роста производства этой группы мясных продуктов замедлились (в 2009 году данный показатель составил 38,9,%) тем не менее, достигнутый в 2009 году темп роста свидетельствует о большой потенциальной емкости этого сегмента на рынке мясопродуктов. В 2010 году не удалось остановить процесс роста цен на рынке мяса и мясопродуктов. Рост стоимости сырьевых ресурсов привел к увеличению, хотя и не столь значительному, средних отпускных цен производства мясных продуктов. Цены производителей на колбасные изделия, увеличились за 2010 год (декабрь 2010 к декабрю 2009) на 9,4%. При этом подорожали вареные колбасы- на 14,6%, минимальный прирост цен в этой группе мясных продуктов зафиксирован на полукопченые (2,3%) и сырокопченые (2,6%) колбасы, в то время как в 2009 году именно они подорожали в наибольшей степени - на 22-24%. Темпы роста потребительских цен на рынке мяса и мясных продуктов в 2010 году в основном опережали темпы роста средних цен производства мясных продуктов, так если отпускные цены мясоперерабатывающих предприятий на полукопченую и копченую колбасы повысились за год на 2,3% и 2,6% соответственно, то потребительские цены на эту продукцию - на 10%; сосиски и сардельки на потребительском рынке подорожали к концу года в среднем на 10,7%, в то время как у производителей этой продукции цена увеличилась на 7,8% [8].

При реализации мяса и мясной продукции в стране часто возникают проблемы: во-первых, в 2000-х гг. произошло резкое обострение эпизоотической ситуации в мире, даже локализованные вспышки заболеваний смогли оказать критическое воздействие на экспортные возможности ряда стран а также России (путем наложения ограничений импортерами). Так, несмотря на то, что в 2003 году было зарегистрировано всего 3 случая «коровьего бешенства», по состоянию на 2010 год экспорт говядины все еще не достиг уровня 2003 года. Вспышка «птичьего гриппа в 2004 году привела к сокращению мирового экспорта птицы на 8% по сравнению с предыдущим годом; во-вторых, в 2007-2008 годах в результате бурного роста спроса в международной экономике возникло явление агфляция - это феномен ускоренного роста цен на продукцию сельскохозяйственного сектора, существенно превышающего уровень инфляции по стандартному набору потребительских товаров. Несмотря на коррекцию цен на мясо в 2009году, в декабре 2010 года индекс цен на мясо достиг исторического максимума (142). В виду того, что индекс цен на зерновые достиг 238, это создает предпосылки для дальнейшего удорожания мясного сырья. Также необходимо отметить, что цены на мясо птицы склонны к более резкому росту, чем на свинину и говядину [10].

Перейти на страницу: 1 2

Еще статьи по экономике

Анализ интенсификации производства в ГУП ОПХ Красногорское Безенчукского района Самарской области
Повышение эффективности сельскохозяйственного производства в первую очередь зависит от отдачи вложенных затрат и рационального использования ресурсов. Важную роль в этом играет производственная по ...

Современная ситуация безработицы и занятости населения в Республике Бурятии
безработица занятость рынок труд В наши дни в изучении проблем, связанных с определением уровня и качества жизни населения, важное значение обретает взаимосвязь демографических процессов и качеств ...

Анализ объемов и эффективности инвестиционной деятельности
Инвестиционная деятельность предприятия неотъемлемая часть его финансово-хозяйственной деятельности. Именно инвестиции позволяют совершенствовать, модернизировать и оптимизировать производство, сн ...